Со школьной скамьи


Недавним выпускникам школ США, которым нет еще 25 лет, не надо объяснять преимущества потребкредитования: за 10 лет задолженность молодежи по кредиткам удвоилась. Но столь же стремительно растет число банкротств среди молодых заемщиков. Поэтому власти США решили приучать граждан правильно планировать личные финансы еще со школьной скамьи и ввести для этого специальный предмет. Правда, единых стандартов преподавания финансовой грамотности в США пока нет. Хотя в 2003 г. правительство учредило Комиссию по финансовой грамотности и образованию, координирующую работу более 20 федеральных агентств, требования к конкретному курсу устанавливают штаты.

Разработать программы, причем бесплатно, было предложено крупнейшим банкам и финансовым компаниям, заинтересованным в знакомстве с будущими клиентами, пока те учатся в школе. Властям штата Техас уже представили программы Wells Fargo, Citigroup и Visa USA. В Южной Каролине, Миссури и Вирджинии власти выбирают программы, которые школы начнут использовать уже осенью. В Южной Дакоте с этого года личные финансы станут обязательным предметом для получения среднего образования. А в Джорджии школьников будут учить пользоваться кредитками, выбирать схему медицинского страхования и считать налоги.

Курс по финансовой грамотности может быть отдельным предметом либо же частью другого курса, например экономики или математики. У каждой компании собственная методика. Citigroup предлагает онлайновую программу: занятия ведет сова из мультфильма в мантии и профессорской шапочке. Visa при поддержке Национальной футбольной лиги разработала компьютерную игру “Финансовый футбол”. Участники получают очки (как в американском футболе), которые им дают правильные ответы на вопросы. В частности, “банкротство” предлагается понимать как “последнее, что остается, когда вы в долгах”. Похожие вопросы задает школьникам и Merrill Lynch. Например, “инвестирование” они должны представлять как “то, что делают с деньгами, чтобы заработать еще больше денег”. Wells Fargo старается привить подросткам ответственность за решения, касающиеся денег. “Предположим, вы заплатили кредитной картой за покупки на $5000. При стоимости кредита в 18% годовых и ежемесячных выплатах в $135 вы расплатитесь с банком за 55 месяцев. Обоснуйте необходимость этого решения”, – требуется в задаче.

Банкиры относятся к школьникам как к будущим клиентам и, чтобы те запомнили название банка, печатают на учебных материалах его брэнд. Это очень не нравится учителям, говорит Роберт Дювалл из Национального совета по экономическому образованию. Уже был прецедент, когда преподаватель экономики из Южной Дакоты отказался раздавать материалы с брэндом Wells Fargo, потому что компания пыталась “вмешаться в жизнь детей раньше, чем они станут клиентами банка”. Представители Citigroup и Merrill Lynch говорят, что понимают тонкость вопроса, но убирать логотипы компании с материалов, на создание которых потратили и время, и деньги, не торопятся. “Я бы не стал спорить на зарплату, что дети, с которыми мы сейчас работаем, через 20 лет станут клиентами Merrill Lynch”, – говорит руководитель глобального отдела благотворительности банка Эдди Бэйерделл. Wells Fargo не разрешает своим сотрудникам оставлять в школах брошюры с брэндом компании, а на ее интернет-сайте для детей “Практический банкинг” нет ссылок на корпоративный сайт.

Но из банкиров не всегда получаются хорошие преподаватели. В 2004 г. Citigroup проводила в Нью-Йорке тренинг для учителей, которым было предложено оценить курс по личным финансам. Хотя были и положительные отклики, учителя отмечали, что младшие школьники были “напуганы” терминологией, а уроки “в лучшем случае были запутанными, а в худшем – скучными”. (WSJ, 8.04.2006, Татьяна Бочкарева)