Труба дороже


Вчера комитет по природным ресурсам предложил совету Думы вернуть во второе чтение проект Водного кодекса и законопроекта, который вводит его в действие. Такое случается редко, только если в документе обнаруживается важная ошибка, признает глава думского комитета по регламенту Олег Ковалев. Уже в среду совет Думы решит, выносить ли кодекс на новое голосование.

“Ведомостям” удалось выяснить, в чем именно состоит оплошность. В законе, который вводит кодекс в действие, появилась поправка, посвященная Байкалу, – его водоохранная зона “включает в себя дельты рек, впадающих в озеро, и проходит по вершинам хребтов, склоны которых примыкают” к озеру. Ее вносили 10 депутатов, в числе которых были и два депутата от Иркутской области – Сергей Колесников и Виталий Шуба. “Мы хотели, чтобы Байкал как величайшее хранилище чистейшей воды планеты сохранился, чтобы наши дети и внуки могли обладать хоть каким-то ресурсом, когда мы выкачаем углеводороды и лес”, – объясняет свою инициативу Колесников, зампред комитета Госдумы по образованию и науке. В водоохранной зоне запрещено строительство объектов, которые могут нанести ущерб экологии, рассказывает Колесников. По его словам, каждый проект в такой зоне должна одобрять госэкспертиза.

Хребты находятся на расстоянии 500–2000 м от озера, а между горной цепью и озером планируется проложить Восточный нефтепровод в Китай. Экологи не первый год борются против его строительства. В 2003 г. проект не согласовала Государственная экологическая экспертиза из-за близости к озеру. Два года чиновники обсуждали новый маршрут, и после долгих споров с экологами в марте Ростехнадзор подписал разрешение на строительство. Только в пятницу проект прошел последнюю инстанцию – Главгосэкспертизу, которая оценивает строительные характеристики объектов. “Транснефть”, рассказал ее вице-президент Сергей Григорьев, уже объявила тендер среди подрядчиков и планирует начать стройку в течение двух месяцев.

Пункт о Байкале – прямая помеха строительству: “переносить трубопровод слишком дорого и трудоемко”, говорит вице-президент “Транснефти” Сергей Григорьев. Колесников уточняет, что проект стоимостью $12 млрд подорожал бы на $900 млн. “Все просто пропустили эту норму и не учли, как эта поправка отразится на строительстве трубопровода”, – признались “Ведомостям” два чиновника, близких к Кремлю. “В итоге возникла проблема – менять маршрут или не принимать закон”, – разводит руками правительственный чиновник.

Как быть, в прошлую пятницу президент “Транснефти” Семен Вайншток поехал обсуждать к Владимиру Путину, рассказали “Ведомостям” сразу три чиновника. Ради визита в Кремль пришлось отменить поездку в Ленинградскую область, где торжественно запускался новый терминал порта Приморск, завершающий ввод Балтийской трубопроводной системы (БТС). В официальной части встречи Вайншток докладывал президенту о запуске БТС на полную мощность и о том, сколько внимания “Транснефть” уделяет экологии. Обсуждалась ли на встрече проблема ВСТО и Водного кодекса, в администрации президента не сообщили. Григорьев из “Транснефти” сказал, что Вайншток лишь сообщил президенту, что подготовка к строительству ВСТО идет по плану.

“Транснефть” здесь ни при чем, уверяет Григорьев: “Госдума без нас принимает законы, без нас и меняет их”. А депутат Наталья Комарова объясняет возврат кодекса во второе чтение тем, что утвержденная в третьем чтении редакция противоречит закону “Об охране озера Байкал”. В нем вообще не установлены пределы водоохранной зоны, объясняет Комарова. По ее словам, юристы думского правового управления обнаружили это противоречие между действующим и принимаемым законами и на этом основании и предлагают депутатам переголосовать. Комарова говорит, что ни администрация президента, ни какие-либо компании к депутатам по этому вопросу с просьбами не обращались. “Поправка направлена на охрану озера Байкал, – настаивает она. – Это озеро особенное, и мы хотим, чтобы вопрос о размерах его водоохранной зоны решался отдельно в специально посвященном озеру законе, а не в Водном кодексе”.