Ford договорился с рабочими


Конфликт начался осенью 2005 г. При среднем заработке 15 600 руб. в месяц профсоюз настаивал на прибавке в 30%. Кроме того, трудящиеся просили уравнять зарплаты работникам разной квалификации, выполняющим одинаковую работу, и допустить профсоюз к распределению средств фонда соцстраха. В ноябре рабочие провели часовую предупредительную забастовку и недельную “итальянскую” забастовку. Такой напор со стороны работников застал Ford врасплох. В итоге менеджмент Ford пошел на уступки, и к весне нерешенным остался только вопрос повышения зарплат. Ford долго не уступал, предлагая повысить зарплаты сотрудникам лишь на 12%. 13 марта вновь начали “итальянскую” забастовку.

Но вчера сотрудники договорились о мировой с администрацией предприятия. Как рассказал “Ведомостям” руководитель профсоюза Алексей Этманов, рабочие согласились с предложением администрации повысить зарплату рабочим на 14–17%, а взамен пообещали больше не устраивать никаких забастовок. Менеджер по PR российского подразделения Ford Екатерина Кулиненко подтвердила окончание конфликта на заводе. Она уточнила, что профсоюз согласился на повышение зарплаты на 17,5% для сотрудников с начальным уровнем зарплаты и на 14,25% для всех остальных. Эта договоренность вступит в действие задним числом – с 1 апреля. Председатель объединения профсоюзов “Соцпроф” (в него входит профком Ford) Сергей Храмов уточняет, что результаты вчерашнего соглашения будут зафиксированы в коллективном договоре сроком на три года.

Работники всеволожского Ford – самые высокооплачиваемые в отрасли. Рабочий предприятий “Северсталь-Авто” в среднем получает чуть более 8000 руб., “АвтоВАЗа” – около 13 000 руб., а группы ГАЗ – 10 000 руб. Храмов надеется, что пример сотрудников Ford подвигнет рабочих других машиностроительных предприятий на “цивилизованную борьбу за свои права”. Но представитель группы ГАЗ Владимир Торин уверен, что на его предприятиях забастовок не будет. “Люди – наш самый главный актив, мы постоянно повышаем зарплату, – хвалится он. – Пять лет назад, когда мы пришли на ГАЗ, средний заработок составлял 2000 руб., сейчас – 10 000 руб.”.

Российский автопром с проблемами забастовок вряд ли столкнется, уверен управляющий директор AG Capital Александр Агибалов. У рабочих Ford были причины бастовать, ведь они требовали повышения зарплаты при росте производительности завода. Других иностранцев, которым еще предстоит построить свои заводы в России, печальный опыт Ford не отпугнет. “Для той же Toyota такие расходы не настолько болезненны, чтобы это повлияло на ее решение строить завод”, – заключает Агибалов. По оценке Агибалова, договоренности с рабочими обойдутся Ford примерно в 4 млн руб. в месяц.