Китайский риск


В начале года “Газпром” заставил изрядно понервничать Европу, развязав “газовую войну” с Украиной. Большая часть газа из России идет через территорию Украины, и, когда “Газпром” прекратил поставку топлива соседям, газа недосчиталась Европа, потому что Киев продолжал откачивать его из трубы. А в конце марта президент Владимир Путин пообещал, что уже через пять лет российский газ появится в Китае. Он будет поставляться в эту страну сразу по двум трубопроводам из Западной и Восточной Сибири (до 30–40 млрд куб. м газа в год по каждому из направлений).

“Можно понять, почему европейцев так беспокоит надежность газовых поставок”, – отмечают в опубликованном вчера отчете аналитики Standard & Poor’s. Европа импортирует 44% потребляемого газа, при этом почти 60% импорта приходится на “Газпром”. Причем доля “чужого” топлива будет только расти и к 2030 г. достигнет 64%, ссылается S&P на прогнозы Международного энергетического агентства. Сейчас “Газпром” обеспечивает 28% поставок газа в Европу, и Россия останется основным поставщиком. Исследования экспертов, отмечается в отчете, показали, что Европа рассчитывает к 2015 г. увеличить импорт российского газа до 250 млрд куб. м газа в год против нынешних 150 млрд куб. м. Но планы Китая относительно ежегодного импорта из России до 80 млрд куб. м газа в год могут изменить ситуацию.

Прокладка экспортных газопроводов в Китай, которые составят конкуренцию европейским, может представлять серьезный риск для “Газпрома” и покупателей его газа в Европе, отмечается в отчете. Существует риск срыва “Газпромом” экспортных контрактных обязательств, уточняет аналитик Standard & Poor’s Елена Ананькина. “Европа излишне рискует, полагаясь на импорт газа из России”, – говорится в документе. К тому же “Москва может использовать экспорт газа как инструмент политического давления, а Европа имеет слишком мало маршрутов поставок этого энергоносителя”, указывают аналитики S&P.

А Ананькину настораживает, что помимо “Газпрома” свой газ китайцам собирается продать и туркменский президент Сапармурат Ниязов, ранее пообещавший его “Газпрому”. 4 апреля Ниязов подписал генеральное соглашение с Китаем о поставке 30 млрд куб. м туркменского газа с 2009 г. на 30 лет вперед, который Китай согласен покупать на границе в долларах по международной формуле цены. Соглашение предусматривает совместную разработку месторождений правобережья Аму-Дарьи на условиях раздела продукции. В течение года предполагается начать строительство газопровода в 1500 км от правобережья через Казахстан и Узбекистан к китайской границе. В соглашении оговорено, что вопрос прокладки газопровода с транзитными странами решает китайская сторона.

Между тем, как отмечает Ананькина, заметные объемы туркменского газа уже учтены в балансе “Газпрома”, который с 2007 г. собирается закупать в Туркмении до 60 млрд куб.  м газа в год, а с 2009 г. – до 80 млрд куб.  м газа.

Аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров напоминает, что добыча газовой монополии стагнирует и к 2010 г. она достигнет 570 млрд куб. м газа, при этом ее экспорт вырастет до 180–190 млрд куб. м, внутреннее потребление останется на уровне 340–380 млрд куб. м. Остается надеяться, что “Газпром” восполнит недостающее за счет независимых производителей, полагает Ананькина.

В “Газпроме” тоже рассчитывают на независимых производителей, которые, по прогнозу Международного энергетического агентства, к 2010 г. смогут добывать до 150–180 млрд куб. м газа. Их газ концерн планирует направить на покрытие потребностей России, а освободившиеся объемы – поставлять на экспорт в Китай и Европу, поясняет менеджер монополии.

Кроме того, подписав соглашение с Китаем, Туркмения получила серьезный козырь в переговорах с “Газпромом” и Rosukrenergo о цене на газ для Украины, отмечает Нестеров. В I квартале 2005 г. Rosukrenergo должна была закупить через “Газэкспорт” до 15 млрд куб. м туркменского газа по $65, во II – еще 11 млрд куб. м по $50–60 у “Нафтогаза Украины”, а начиная с III квартала Туркмения вполне может поднять цену на свой газ, полагает аналитик. Если туркменбаши поднимет цену на свой газ хотя бы до $80–85 за 1000 куб. м, то все российско-украинские газовые договоренности придется пересматривать, заключает Нестеров. С учетом транспортировки туркменский газ на границе с Украиной будет стоить $110 и выше, а Rosukrenergo договорилась продавать “Нафтогазу Украины” газ по $95 за 1000 куб. м.