Пятая комната


Режиссер Макгиган вообще любит кому-нибудь подражать. Скажем, началась его карьера с “Кислотного дома”, явно навеянного Дэни Бойлом. Потом был “Гангстер № 1”, где не обошлось без влияния Гая Ричи. Следом вышел “Уикер парк” по мотивам особенно любимого Макгиганом Хичкока. В новом фильме киноманскими аллюзиями наполнен чуть ли не каждый эпизод.

Добрых полчаса, наверное, актер Джош Хартнетт, собственно Слевин, разгуливает по экрану в одном полотенце – ему никак не дают одеться – и здорово напоминает коэновского Лебовского. Поначалу кажется, что Слевин – классический персонаж, оказавшийся не в то время не в том месте. Он приезжает пожить в квартиру к своему другу, некоему Фишеру. И все проблемы приятеля становятся проблемами Слевина. Сперва в дом врывается заполошная соседка (Люси Лиу), любительница детективных расследований. Потом по очереди, парами появляются гангстеры – сперва из негритянской, потом из еврейской мафий, враждующих между собой. Разговаривают ребята в точности как тарантиновские типы. Закрадывается подозрение, не пародия ли все это. Это подозрение и не рассеивается, и не подтверждается. Тут, видимо, каждый зритель волен решать по своему усмотрению.

Слевина отвозят к одному гангстеру по кличке Босс (Морган Фриман), потом к другому по кличке Рабби (Бен Кингсли). Оба требуют вернуть долги и не хотят слышать, что Слевин вроде как не тот, кто им нужен. Вдобавок Босс предлагает должнику работу – убить сына Рабби. Загадочной тенью то тут, то там появляется профессиональный киллер мистер Смит (Брюс Уиллис), как-то связанный и со Слевиным, и с обоими бандитами.

Ключ к этой истории на самом деле дан с самого начала, когда мистер Смит рассказывает длинную историю про Канзас-сити, про махинации на ипподроме и про семью, уничтоженную гангстерами. Еще один большой поклон Тарантино. И только совсем простодушного зрителя могут запутать уверения Слевина, что он тут ни при чем. К тому же с лица Хартнетта не сходит издевательская усмешка, которая лучше любых слов подтверждает: именно он тут главный кукловод, затеявший какую-то свою интригу – немного в духе “Перевала Миллера” братьев Коэн.

Но больше всего фильм Пола Макгигана копирует тарантиновскую манеру, причем с откровенным нахальством: мол, снять кино в таком стиле – плевое дело. И действительно, собрано оно как будто очень ладно. Пока режиссер не добирается до места, где нужно раскрыть карты, сюжет развивается вполне динамично и интригующе. Недостаток мастерства сказался, пожалуй, лишь в том, что с ходу огорошить вас развязкой Макгиган не может и чересчур растягивает разъяснения.

Да и весь фильм на два часа никак не тянет. Этот анекдот можно было уложить в небольшую новеллу, которая вполне неплохо вписалась бы, скажем, в “Четыре комнаты”. Достаточно лишь сократить половину шуток, некоторые из них зачем-то повторяются дважды, а также вымученные псевдокиноманские диалоги про Джеймса Бонда и Хичкока. И тогда все будет в порядке.