Scottish купила Foster’s


Вчера британская Scottish & Newcastle объявила о приобретении прав на марку Foster’s в Европе, России и странах СНГ у одноименной австралийской пивоварни за 309 млн фунтов ($538,8 млн). До сих пор Scottish & Newcastle, в объеме производства которой на австралийскую марку приходится 14%, разливала и продвигала Foster’s в России, Европе и странах СНГ по лицензии австралийской Foster’s Group. После завершения сделки S&N не будет платить Foster’s роялти (в прошлом году отчисления составили 15 млн фунтов, или $26,19 млн).

На две трети сделка по покупке марки будет профинансирована за счет эмиссии акций компании на 210 млн фунтов ($367 млн) и на треть – за счет займов. По словам гендиректора Scottish & Newcastle Тони Фроггатта, сделка позволит и более эффективно рекламировать и развивать марку и выгодна компании “стратегически”. В результате “выиграют и акционеры и потребители”, – сказал Фроггатт. Ранее все инновационные проекты Scottish, касавшиеся Foster’s (например, установка оборудования для розлива суперхолодного Foster’s в барах), должны были получить одобрение австралийской компании. “Получение прав на бренд дает нам свободу в выборе путей развития”, – говорит Фроггатт.

Правда, у инвесторов подобной эйфории нет. После объявления о сделке акции S&N вчера упали на 4,7%, до 5,06 фунта ($8,83) за штуку.

Сделка позволит Scottish самостоятельно развивать бизнес сразу в нескольких странах, где уже продается Foster’s, – России, Турции, Казахстане, Армении, Азербайджане, Грузии, Таджикистане, Киргизии, Туркмении и Узбекистане, не считая Великобритании и континентальной Европы. Например, в Турции держателем лицензии на марку сейчас является Anadolu Efes. Scottish сообщила, что заинтересована в развитии отношений с турецкой компанией. Особо Фроггатт отмечает, что Scottish & Newcastle не планирует приобретения бизнеса Foster’s Group в Азии. “[Европа и Россия] это регион, в котором мы были крайне заинтересованы, здесь у нас вполне достаточно возможностей, и пока мы остановимся на этом”, – уточнил он.

В России пиво под маркой Foster’s разливает компания “Балтика”, входящая в Baltic Beverages Holding (S&N владеет BBH пополам с Carlsberg). Доля этой марки довольно неплохо растет. По данным маркетингового агентства “Бизнес Аналитика”, в январе – феврале 2006 г. марка Foster’s занимала 2% лицензионного сегмента пивного рынка страны в денежном выражении, тогда как год назад ее доля не превышала 0,5%. По данным S&N, с момента запуска Foster’s в России в 2005 г. было выпущено 40 000 гектолитров этого пива. “Мы не ожидаем существенных изменений в отношениях с нашим акционером – компанией Scottish & Newcastle. Но сделка для нас означает более простую систему взаимоотношений и более быстрое принятие решений по вопросам развития бренда”, – объясняет Денис Шерстенников, директор по развитию лицензионных, слабоалкогольных и безалкогольных брендов “Балтики”. По его словам, вся маркетинговая стратегия этого бренда, включая рекламную коммуникацию, полностью разрабатывается в России и должна получать одобрение компании-владельца.