СОВЕТЫ КОНСУЛЬТАНТА: Правила развода


Конфликт собственников – проблема, с которой сталкивался любой наш бизнесмен. Юридические механизмы ее решения отсутствуют, судебная практика также, да и не всегда возможно юридическое разрешение конфликта. Не так давно мне пришлось поучаствовать в конфликте двух собственников с примерно равными долями. Один из них хотел компанию продать (покупатель имелся и деньги давал немалые), а другой собственник считал, что есть возможность вывести компанию на мировой уровень развития, и от продажи категорически отказывался. Ситуация, когда заявленные интересы владельцев прямо противоположны и видимой возможности согласия нет, типична.

В России конфликты собственников практически всегда возникают не в моменты кризисов, а тогда, когда организация развивается успешно. В других странах чаще бывает наоборот. Этому есть объяснение. В России семья, школа, идеология формируют культуру выживания в экстремальных условиях (не зря же основная тема массовой культуры – война, насилие). Нам кризисы, потопы, землетрясения, революции – ничто, к ним нас готовят с пеленок. Как жить, когда все спокойно, успехи и дома, и на работе, – вот проблема. Ее решения не знают до сих пор. Факт остается фактом: при любых кризисах собственники действуют как команда, а в случае успеха начинаются конфликты. Представьте картинку: команда с тонущего корабля на шлюпке через бурю и ураган пробивается к райскому острову. Пока плывут – держатся друг за друга, бьются со стихией. Наконец приплыли: пальмы, бананы, вино и девушки, и есть возможность пойти каждому своей дорогой, но пережитые трудности связывают. Да и непривычно в одиночку. Один предлагает всем пойти пить вино, другой хочет всех вести к девушкам, третий зовет отдохнуть под пальмами. Шатаются они по берегу, договориться не могут.

Эта ситуация – узнаваемая доля консультанта по управлению, когда он начинает анализировать историю развития организации, пытаясь разобраться в конфликте собственников.

Ключ к пониманию возможного решения конфликта лежит еще в одном феномене российской культуры. В ней отсутствует понятие “другой”. Представить себе, что у людей, с которыми “пуд соли съел” и “море водки выпил”, могут оказаться разные цели и интересы, очень трудно, практически невозможно. Поэтому цели и интересы никогда не обсуждают. Идет дискуссия о путях развития организации, и при этом каждый собственник предлагает путь развития, прямо вытекающий из его целей и интересов. Договориться на этом уровне обсуждения невозможно, так как у собственников нет согласованных критериев оценки выбора оптимального пути. Такие критерии возникают только при согласовании требований, вытекающих из целей и интересов владельцев.

Разрешение конфликта возможно при соблюдении ряда условий. Во-первых, как ни банально, стороны должны участвовать в переговорах. Во-вторых, собственники должны согласиться прямо заявлять о своих целях и интересах. В-третьих, стороны не должны постоянно сбиваться в прошлое, прибегая к таким аргументам, как: “А помнишь, в 199... г. ты нас подставил, а мы...” И, наконец, признать необходимость обсуждения – если договориться не получится – условий цивилизованного развода.

В случае согласия сторон на эти условия делается два предварительных шага. Сначала проводится длительная индивидуальная диагностика каждого собственника (обычно 6–8 часов с каждым) – это структурированное интервью, где анализируется личная история и история создания и функционирования организации. Второй шаг – индивидуальная работа с каждым собственником по уточнению его целей и интересов и вытекающих из них требований к организации (до 20 часов на каждого). После этого можно проводить общее обсуждение. Единственная возможность согласовать все интересы – найти такое состояние организации, при котором эти цели и интересы реализуются, а также согласовать путь к этому состоянию. По сути, осуществляется один из вариантов стратегического планирования. В любом случае от собственников требуются терпение и добрая воля. Даже при самом лучшем варианте, когда нужное состояние организации определено и путь согласован, цели некоторых собственников не могут быть реализованы в полном объеме в данной организации на данном рынке. В случае, если согласия всех добиться не удается, обсуждаются процедуры выхода из бизнеса или, если бизнес это позволяет, раздел организации.

При любых вариантах решения конфликта в конце процедуры придется пройти еще через одну трудность. Любые решения собственников возможно реализовать, если они могут дать друг другу гарантии соблюдения достигнутых договоренностей. Если гарантий нет, то вся работа может оказаться бесполезной, так как сохранится возможность, что любой из них в какой-то момент изменит свою позицию.