КОМПАНИЯ НЕДЕЛИ: “Перетерочка”


Как и все жители планеты, россияне хотят есть, пить и пользоваться туалетной бумагой, смекнули Михаил Фридман и Андрей Рогачев. И не ошиблись: российский ритейл, в который в начале 2000-х вложились бизнесмены, наконец выстрелил. Предсказания о том, что в Россию вот-вот придет Wall-Mart и вытопчет все живое, не сбылись. Москва и другие города с легкостью проглотили и переварили “Реалы” и “Ашаны”. Именно в ритейле, а не в среднем машиностроении или другой мощной индустрии образовалась компания, самая скромная оценка которой составляет $3 млрд, а может превысить и все $4 млрд.

“Перетерочка”, как уже прозвали участники рынка объединяющихся “Пятерочку” и “Перекресток”, одним махом вырвалась вперед, оставив позади и “Магнит”, и “Евросеть”, и “Эльдорадо”. Теперь возникает резонный вопрос: что дальше? Сможет ли компания удерживать свои позиции далее? И кто выигрывает от союза? Сейчас у “Перекрестка” и “Пятерочки” 800 магазинов на двоих. Сопоставив “карты покрытия”, можно заметить, что “Пятерочка” вполне себе может открыть “Перекрестки” в Казахстане и Белоруссии, а также продвинуться дальше за Урал. Особенно учитывая планы компании застроить Россию собственными распределительными центрами для упрощения логистики. Это плюс.

Вместе с тем российский ритейлер может быть не менее грозным, чем тот же Wall-Mart, а то и похуже. Многие помнят знаменитые ультиматумы “Пятерочки” поставщикам, товар которых снимали с полок магазина за невыполнение определенных условий (оплата “входного билета”, закупочные цены и проч.). А три года назад “Пятерочка” и “Перекресток” успешно дружили против Coca-Cola. Так что недаром поставщики опасаются, что компания с оборотом под $3 млрд может предложить производителям такие условия, на фоне которых работа с “Ашаном” – прогулка в весеннем лесу. А при сопоставлении товарных матриц обеих сетей может оказаться, что некоторые продукты просто вылетят из “Пятерочки” или “Перекрестка”.

Но вот вопрос – смогут ли ужиться менеджеры из разных команд? Правление компании возглавит Лев Хасис из “Перекрестка”, совет директоров поделят менеджеры сетей и представители “Альфы” во главе с Михаилом Фридманом. Ритейлеры говорят, что “Пятерочку” Андрея Рогачева характеризует стиль управления, близкий к авторитарному, когда все более-менее важные решения обязательно должны быть одобрены одним человеком. В “Перекрестке” же все обсуждается коллегиально и принимается несколькими голосами. Пока в компании стучат по дереву, что все получится. Но вспомним первую попытку объединить “Сибнефть” и ЮКОС. Две группы управленцев, у которых были диаметрально противоположные взгляды на перспективы развития компании, так и не смогли создать единую команду. И в истории с “Перетерочкой” это пока вопрос.