МГТС сократится наполовину


“Мы ждали агрессивного сокращения персонала [в компаниях “Связьинвеста”] после приватизации холдинга, но, похоже, компании просто не могут отыскать других источников повышения доходности, кроме сокращения расходов на персонал”, – рассуждает Баженова. МГТС – самый яркий этому пример. “Надеяться на значительный рост тарифов уже не приходится, нерегулируемые услуги развивает “Комстар” – единственное, что осталось МГТС, – это сокращать затраты на персонал”, – отмечает начальник аналитического департамента Альфа-банка Андрей Богданов. Он прогнозирует, что в долларовом выражении рост доходов от тарифов составит в этом году около 14%.

Сокращение затрат стало “одной из основных задач” МГТС в 2005 г., рассказал вчера журналистам гендиректор МГТС Алексей Гольцов. В результате план был даже перевыполнен: за год затраты выросли лишь на 17,1%. Такой эффект дали “реструктуризация бизнеса и сокращение численности персонала на 11,2% – за год было уволено около 2000 человек”, пояснил Гольцов. Он отметил, что сотрудники покинули компанию в связи с увеличением количества цифровых АТС (цифровизация телефонной сети столицы повысилась за год с 22,3% до 30,5%), перестройкой бизнес-процессов и передачей на аутсорсинг непрофильных направлений. Перестройка бизнес-процессов заключается в ликвидации технических служб на узлах – упраздняются снабженческий и плановый отделы, бухгалтерия, отдел кадров, поясняет сотрудник одного из узлов МГТС. “Узел перестает быть хозяйственным субъектом и будет лишь обслуживать граждан, т. е. принимать заявления, заключать договоры и т. д.”, – говорит он. А в ближайшие три года Гольцов пообещал сократить персонал с нынешних 17 500 до 10 000 человек.

Темпы сокращения персонала в МГТС – самые быстрые среди традиционных операторов связи, указывают аналитики. К примеру, в “Сибирьтелекоме” в январе работало 42 000 человек, а за год компания собирается сократить численность персонала на 10%. Численность сотрудников “Центртелекома” в начале года составляла 65 000, и за три года компания планирует избавиться от каждого четвертого. Все вместе межрегиональные операторы “Связьинвеста” за год сократят, по оценке аналитика “Атона” Елены Баженовой, 22 000 сотрудников, оставив 245 000 работающих. При этом в компаниях “Связьинвеста” сотрудники при увольнении выводятся из штата в дочерние структуры, после чего бывший работодатель продолжает оплачивать их работу, но уже по сдельной схеме, добавляет содиректор аналитического отдела “Уралсиба” Константин Чернышев.

Баженова полагает, что сокращение персонала для всех компаний связи станет долгосрочным источником улучшения структуры расходов. На одного сотрудника российских традиционных операторов в среднем приходится лишь 110 линий связи, тогда как в Европе этот показатель составляет 500, а в США – 1000, говорит она. Если в этом году МГТС снова сократит 11% персонала, это повысит ее рентабельность по EBITDA с 42% до 50% – на таком уровне этот показатель поддерживают российские сотовые операторы. Однако, как рассказал “Ведомостям” финансовый директор МГТС Виктор Червоный, в этом году компания собирается повысить и зарплаты – это необходимо для удержания и привлечения эффективных профессиональных кадров. Поэтому он не советует ожидать значительного повышения рентабельности. Собеседник “Ведомостей” из числа сотрудников МГТС ожидает повышения зарплаты не более чем на 10–15%.