Не договорились


Разработанный Минпромэнерго законопроект об иностранных инвестициях в стратегические предприятия ходит по ведомствам почти год. Он запрещает иностранцам покупать контрольные пакеты акций предприятий, занимающихся 39 стратегическими видами деятельности. Заявки иностранных компаний на покупку неконтрольных пакетов возможны с разрешения правительства. Администрация президента и Минэкономразвития хотели запретить и ограничить участие нерезидентов по-другому – законодательно утвердив перечни стратегических предприятий. Когда же они сняли свои возражения, ФСБ потребовала отслеживать совокупную долю нерезидентов в стратегическом предприятии. “[В отличие от Минпромэнерго] они хотят, чтобы контролировалась не отдельная заявка инвестора, а все сделки, в результате которых иностранцы приобретают свыше 50% акций”, – поясняет чиновник Белого дома.

У законопроекта “О недрах” похожая история, Минприроды не может провести его через правительство уже больше двух лет. Камнем преткновения опять оказался доступ зарубежных компаний к стратегическим участкам недр (месторождения нефти с запасами от 150 млн т, газа от 1 трлн куб. м, золота от 700 млн т). К стратегическим месторождениям Минприроды предполагает допускать только национальные компании, в которых доля иностранцев меньше 50%, а в советах директоров их меньше половины.

Теперь два законопроекта столкнулись между собой, рассказывает чиновник правительства. Вице-премьер Александр Жуков в конце марта предложил унифицировать принципы вхождения нерезидентов в капиталы российских компаний и “прописать” их в законопроекте об иностранных инвестициях. Но договориться о едином принципе у двух ведомств пока не получается.

Министр природных ресурсов Юрий Трутнев считает необходимым контролировать не отдельные сделки, а общую долю иностранцев в компаниях, разрабатывающих стратегические участки недр. “Мы предлагаем периодически рассматривать реестр акционеров, чтобы порог участия нерезидентов, покупающих акции нашей компании, владеющей лицензией на стратегическое месторождение, не превышал 50%”, – подчеркивает чиновник Минприроды. За нарушение этой нормы МПР требует отзывать лицензию у недропользователя.

Чиновник Минпромэнерго называет такой подход полной бессмыслицей. Российская компания может не знать о ежедневных сделках с ее акциями на вторичном рынке и, если нарушение произошло, надо расторгать сделку, а “не наказывать невиновного”, убежден он. К спору министерств подключились администрация президента и первый вице-премьер Дмитрий Медведев, но компромисс не найден. “Позиция пока не выработана”, – подтверждает руководитель экспертного управления администрации президента Аркадий Дворкович. В Белом доме ожидают совещания у Медведева (дата еще не назначена).

Проверить, сколько на самом деле акций купили иностранцы на фондовом рынке, сложно, считает юрист компании “Юков, Хренов и партнеры” Александр Задорожный: “Держателями акций могут выступать российские компании, а бенефициаром – иностранцы”. Вдобавок проверить реестры акционеров государство вправе только у публичных компаний, а у закрытых частных компаний реестр могут потребовать лишь следственные органы, говорит он. Сознательно иностранцы не будут превышать установленную им долю участия в стратегическом предприятии, уверен партнер Salans Сергей Маринич: это грозит потерей лицензии и снижением стоимости приобретенного актива. Но практически ограничение, предложенное Трутневым, работать не будет, полагает Маринич, ведь в законе невозможно прописать реальный механизм проверки, кто на самом деле является акционером компании: “Такая норма создаст лишь ненужные ограничения для бизнеса и возможности для злоупотреблений чиновников”.

Большие трудности идея Минприроды сулит самым крупным недропользователям. “У нас 60–70% акций на свободном рынке торгуется, большинство – у номинальных держателей, и кому они в действительности принадлежат – определить непросто, – недоумевает представитель “Лукойла” Дмитрий Долгов. – Что же, лицензии у нас отобрать? И как их отнимать, если почти все они принадлежат “дочкам”?”