Сети Фридмана

Е. Стецко

Вчера компания Pyaterochka Holding объявила о сделке, в результате которой 54% ее акций достанутся “Альфа-групп” и нескольким топ-менеджерам ее торговой сети “Перекресток”. “Мы видим неограниченные перспективы для развития этого бизнеса”, – заявил вчера президент “Альфа-групп” Михаил Фридман. По его словам, розничная торговля растет в России “галопирующими темпами”, быстрее, чем все прочие сектора экономики.

Основатели “Пятерочки” сохранят за собой 21,2%: Андрей Рогачев – примерно 11,1%, Александр Гирда – около 9,3%, Татьяна Франус – 0,6%, Игорь Видяев – 0,2%. Контроль над розничной сетью оценен в $1,178 млрд: на эту сумму “Альфа” выкупит новые акции Pyaterochka Holding (примерно 28% капитала после эмиссии) и часть акций основных владельцев “Пятерочки” (около 26% уставного капитала после эмиссии). Для этой сделки Pyaterochka Holding выпустит 15,8 млн новых акций и ее уставный капитал увеличится приблизительно на 41%, уточнил директор по контролю за управлением активами “Альфа-групп” Андрей Гусев. В результате доля акций в свободном обращении сократится с 32,08% до 24,8% (включая около 2%, принадлежащих инвестфонду Templeton, – на сделки с этими акциями наложено вето на 18 месяцев).

Зато инвесторы станут совладельцами гораздо более крупной компании: Pyaterochka Holding получит торговую сеть “Перекресток”. По схеме сделки компания приобретает у “Альфа-групп”, Templeton и топ-менеджеров “Перекрестка” все 100% гибралтарской Perekrestok Holdings Ltd, оцененной в $1,365 млрд. Справедливость этой оценки для акционеров подтвердил банк HSBC. Правда, за эту покупку Pyaterochka Holding отдаст только $300 млн деньгами, а остальное – своими акциями. А крупнейшим совладельцем самой большой торговой сети страны окажется Михаил Фридман: ему принадлежит 40% “Альфа-групп”, а на саму группу приходится примерно 90% от приобретенного пакета Pyaterochka Holding, то есть на долю Фридмана придется около 19,5%.

Сделка должна завершиться до июля, говорится в совместном заявлении “Альфы” и “Пятерочки”, а менеджер последней уточнил, что все расчеты завершатся в мае. Если же слияние сорвется, “Пятерочка” получит от “Альфы” неустойку в размере до $15 млн. Председателем правления Pyaterochka Holding станет Лев Хасис (председатель совета директоров “Перекрестка”), Рогачев и Франус останутся в наблюдательном совете, туда же перейдет и нынешний гендиректор “Перекрестка” Александр Косьяненко.

Котировки Pyaterochka Holding после объявления о сделке выросли незначительно – максимальная стоимость GDR (четыре расписки соответствуют одной акции) на Лондонской фондовой бирже составила $19,20, а цена закрытия предыдущего дня – $18,7.

Совокупная чистая выручка Pyaterochka Holding с учетом продаж “Перекрестка” в 2005 г. составила $2,4 млрд, что намного превосходит продажи нынешнего лидера отрасли – сети “Магнит” ($1,578 млрд). В 2008 г. выручка Pyaterochka должна достигнуть уже $6 млрд, прогнозируют партнеры. Этот показатель может быть даже выше, если компания реализует опцион на приобретение Formata Holding (владеет сетью гипермаркетов “Карусель”, которую развивают Рогачев, Гирда, Франус и Видяев отдельно от бизнеса “Пятерочки”). К 2008 г. “Карусель” должна включать около 30 гипермаркетов, а Pyaterochka Holding – 700 дискаунтеров “Пятерочка” и 240 супермаркетов “Перекресток”.

По словам финансового директора “Перекрестка” Виталия Подольского, две сети пока будут развиваться автономно. Например, универсамы “Перекрестка” по крайней мере еще год продолжат работать под этой вывеской. Косьяненко уточнил, что интеграция начнется с объединения логистики. Ожидается, что экономический эффект от слияния составит к 2008 г. около $85 млн только за счет объединения закупок.

Российский рынок розничной торговли продуктами, который оценивается примерно в $129 млрд в 2005 г., все еще слабо консолидирован – три крупнейших игрока занимают на нем не более 3%, хотя в Польше этот показатель приближается к 11%, в Венгрии – к 32%, а в Германии – к 57%. Но, по мнению источника, близкого к акционерам “Магнита”, слияние “Пятерочки” с “Перекрестком” не вызовет волну аналогичных сделок, потому что рынок к ним все еще не готов. “Крупных игроков с оборотом в несколько сотен миллионов долларов у нас не больше 10, и большинство из них пока предпочтут развиваться самостоятельно, – рассуждает собеседник “Ведомостей”. – Все знают, что до 70% объединений крупных компаний в мире проходит неудачно. Хотя там объединяются команды, проработавшие на рынке 20–30 лет. А наши менеджеры очень молоды, и объединение, скорее, создаст задержку в развитии обеих компаний”. На закупках альянс, конечно, скажется положительно, добавляет он, хотя магазины “Пятерочки” и “Перекрестка” все равно будут иметь меньшую представленность в российских городах по сравнению с “Магнитом”, универсамы которого работают в 475 населенных пунктах.