“АвтоВАЗ” не справился


Новое руководство “АвтоВАЗа” в самом начале февраля на первом же плановом совете директоров решило записать в стратегию развития до 2020 г., что компания должна производить около 1,4 млн машин в год. Для этого нужно построить второй завод в Тольятти мощностью 450 000 машин в год, говорил тогда гендиректор “АвтоВАЗа” Игорь Есиповский. Там будут делаться новые модели Lada, а финансировать проект “АвтоВАЗ”, возможно, будет за счет средств государственного инвестиционного фонда. Источник на “АвтоВАЗе” утверждает, что в проектном задании по новому заводу в Тольятти объем производства пока не указан – “прорабатываются варианты от 200 000 до 450 000 шт.”.

У руководства “АвтоВАЗа” появились и другие мысли, как расширить производство Lada. Сразу несколько источников, близких к “АвтоВАЗу” и группе “Сок”, рассказали “Ведомостям”, что компании ведут переговоры о частичном выводе производства Lada на соковский завод “ИжАвто”. В последний раз председатель совета директоров Владимир Артяков и Есиповский обсуждали это с менеджментом “Сока” в минувшую пятницу – во время визита руководителей “АвтоВАЗа” на “ИжАвто”, сообщает один из собеседников. “Новый завод пока не начал строиться, на это уйдет несколько лет, а “АвтоВАЗ” уже сейчас работает на предельных мощностях. В прошлом году вместе с машинокомплектами завод сделал 960 000 машин”, – напоминает источник, близкий к руководству “АвтоВАЗа”.

“АвтоВАЗ” планирует к 2009 г. расширить производство Lada Kalina до 300 000 шт., а проектная мощность по производству этой модели составляет 220 000 машин в год. Дополнительные машины могут быть собраны на “ИжАвто”, – уточняет собеседник “Ведомостей”. – Спрос на Kalina постоянно растет. По нашим оценкам, он уже составляет 110 000 машин в год, а в этом году “АвтоВАЗ” соберет лишь 70 000”.

От официальных комментариев на “АвтоВАЗе” и в группе “Сок” отказались.

Дилеры согласны, что рынок готов воспринять больше Lada. По словам гендиректора компании “Питер-Лада” Владислава Рыдаева, сейчас прощупать спрос невозможно: рынок поглощает все, что выпускает “АвтоВАЗ”. А спрос на Kalina превышает предложение даже при цене на $100 выше рекомендуемой; на “десятки” и на семейство Samara спрос также не удовлетворяется.

Аналитик “Уралсиба” Вячеслав Смольянинов считает, что собирать Lada на “ИжАвто” – “очень хорошая идея”: мощности “ИжАвто” загружены максимум на 20%, а “АвтоВАЗу” мощностей не хватает, поэтому такое сотрудничество будет выгодно. (“ИжАвто” может собирать 220 000 машин в год.) В 2005 г. “ИжАвто” прекратил производство устаревших автомобилей “Ода” и “Фабула”, а с этого года завод перестал делать и вазовские “шестерки”. Сейчас на “ИжАвто” выпускается “четверка” и по лицензии – корейская Kia Spectra. В прошлом году Spectra было выпущено 3009 шт., план на 2006 г. составляет 22 500 шт.

Как юридически может быть оформлено производство Lada на “ИжАвто”, пока никто не знает – “АвтоВАЗ” пока прощупывает почву, но рассматривает разные варианты сотрудничества с “ИжАвто”. “Речь может пойти и о покупке пакета акций этого предприятия”, – замечает источник, близкий к руководству “АвтоВАЗа”.

Аналитик “Атона” Алексей Языков полагает, что “ИжАвто”, скорее всего, займется аутсорсингом для “АвтоВАЗа”: “ИжАвто” уже собирал старые вазовские модели из машинокомплектов волжского завода, такая же схема может быть использована и сегодня”.