Глубокое обнажение


В Манеже открылась выставка одной из самых знаменитых участниц московской фотобиеннале – Бетины Реймс. Ее ретроспектива довольно полная – есть пугающая серия о животных (сфотографированы чучела), есть красивая – о востоке, есть снимки знаменитостей. Все они сняты исключительно качественно, с большим мастерством. Но внимание зрителей, часто смущенных, сосредотачивается на многочисленных фотографиях обнаженных юных девушек в откровенных, провоцирующих позах. Перед вернисажем Бетина Реймс ответила на вопросы “Ведомостей”.

– Всю профессиональную жизнь вы снимаете обнаженное, соблазняющее женское тело. Имеет значение для моделей, что вы тоже женщина?

– Конечно, тут важен момент доверия, мы работаем за закрытыми дверями, и мы с моделью понимаем друг друга, я чувствую ее кожу. Если женщина на выставке видит много обнаженных женских тел, это для нее редкое зрелище. И тут важно преподнести все правильно, ведь женское тело – это только форма, оболочка, глубина в другом. Важно, что такое женщина в наше время.

– Глянцевые журналы и обслуживающие их фотографы представляют идеальных женщин и провоцируют читательниц на погоню за вечной молодостью. Вас это не пугает?

– Это не моя проблема. Мои фотографии не для гламура, и я сама не гламурная персона, просто глянцевые журналы берут мои работы, что-то в них находят. Мои женщины гораздо глубже, главное у них внутри. Знаменитости стучатся в мою дверь, когда хотят увидеть себя другой, непривычной, не такой, как в глянцевых журналах. Мадонна пришла ко мне, когда увидела серию, где модели сняты в маленьких комнатках дешевых отелей на фоне обоев в цветочек. Эта история ее привлекла, и она попросила сняться так же.

– Ей захотелось выглядеть такой же, как ваши героини, – неопытной, только открывающей собственную сексуальность?

– Скорее это было желание приобщиться к моей истории, к моей личности. Но почему вы спрашиваете все время о голых? И я была молодой, и я это прожила, сейчас у меня другие модели – мне интереснее снимать женщин с историей. Две недели назад в Париже была моя выставка “Героини”, там я показала портреты женщин, молодых и не очень, снятых в момент каких-то свершений, когда они что-то важное сделали или поняли. Там есть тема силы и хрупкости. Я работаю 27 лет не только для того, чтобы раздевать женщин и их фотографировать. Не нужно сосредотачиваться на обнажении, все глубже и интереснее. Когда женщина раздевается, она избавляется от социальной маски, навязанного образа, становится сама собой, но за несколько часов съемки ее все равно до конца не разгадаешь.