Национализация границы


В понедельник на традиционном совещании президента с членами правительства Владимир Путин распек министра экономического развития Германа Грефа за состояние государственной границы. “Когда прекратим практику, при которой таможенные органы и представители бизнес-структур сливаются там в экономическом экстазе на подавляющем числе пунктов перехода?” – возмутился президент и поручил Грефу и премьеру Михаилу Фрадкову срочно оборудовать пропускные пункты на границах так, чтобы “там не было бизнес-структур”.

А вчера правительство одобрило основные направления таможенной политики. Для управления пунктами пропуска может быть создано специальное агентство, заявил Греф, намеренный в понедельник предложить это Путину. “С такой инициативой выступили ФСБ и ФТС”, – пояснил Греф. Агентство может быть создано на базе ФГУП “Ростэк”, говорит представитель Федеральной таможенной службы (ФТС) Ирина Скибинская. Этот известный таможенный брокер работает больше 10 лет, у него опытные кадры и затраты бюджета будут минимальны, полагает она. Созданием агентства займется Минтранс, говорит один из подчиненных Грефа.

Новому органу будет чем заняться. Одобренная правительством концепция предполагает ликвидировать около 100 пунктов пропуска, у которых за последние два года не было трафика. Будет создано 149 новых и реконструировано 37 действующих автомобильных пунктов. Сейчас в России работает 441 пограничный пункт, и большая их часть – около 350 – находится не в госсобственности. Агентство должно будет вернуть их в государственные руки. С большинством проблем не будет: больше 330 пограничных пунктов принадлежат РЖД, аэропортам и портам – компаниям с госучастием. Им достаточно будет заключить с агентством “прозрачные гражданско-правовые договоры” по эксплуатации пунктов пропуска, отметил Греф.

Настоящих частных пунктов пропуска всего 13. В основном они расположены на китайской и монгольской границах и появились в самом начале 1990-х гг., когда у государства не было денег на самостоятельное обустройство границы, рассказывает Скибинская. “На них работают такие же таможенники и пограничники, но сами пункты находятся на балансе частных фирм”, – добавляет она. По закону о госгранице никаких частных пунктов пропуска не должно быть, но “время было такое”, говорит чиновник Минэкономразвития. Частные компании зарабатывают на границе тем, что “навязывают услуги перевозчикам”, взимая плату за стоянку, хранение на складах и взвешивание, рассказывает эксперт Института экономики переходного периода (ИЭПП) Сергей Приходько. Например, Благовещенская таможня арендует здание терминала у фирмы “Амур-АССО”, которая в обмен на это получила право устанавливать свои расценки, влияющие на стоимость проезда в китайский Хэйхэ. База “СПАРК-Интерфакс” дала всего четыре наименования частных пункта, из которых у трех ЗАО нет телефонов, а по единственному указанному ответили, что такой организации здесь нет.

На выкуп этих пунктов государство готово потратить 1 млрд руб. – около 80 млн руб. на каждый. Выбора у собственников практически не будет: если они не согласятся, то правительство их закроет и оборудует новые пункты, сказал Греф. Кроме того, на пограничном пункте должны остаться только таможенники и пограничники. Сейчас там работает семь контрольных инстанций – кроме них, еще санитарный, фитосанитарный, ветеринарный, транспортный и миграционный контроль. “При условии создания единой базы данных они должны уйти из режимной зоны”, – говорит Скибинская. Благодаря всем этим мерам “в трехлетней перспективе в нашей стране будет создан современный цивилизованный облик государственной границы”, уверен Греф.

“Не думаю, что 13 частных пунктов многое решают”, – отмечает чиновник Минэкономразвития. Выкуп 13 частных пунктов с небольшим трафиком – это “ерунда” и оценка их негативной роли завышена, считает бывший глава таможенной службы, а сейчас депутат Валерий Драганов. Чтобы “разорвать порочный круг между госчиновниками и бизнесом”, нужны 500 современных, компьютеризованных, привязанных к общей транспортной логистике пунктов пропуска, уверен он. Это потребует 12–15 млрд руб., и депутаты уже готовы проголосовать за их выделение из допдоходов. “Иначе будет преобладать серый импорт, статистика – искажаться, а цена товара – не соответствовать рыночной”, – заключает Драганов. Зачем нужно специальное агентство, если уже есть таможня и пограничники, не понимает и Приходько: “Не хочется думать, что это затевается только для получения денег из бюджета”.