Скидки не помогут


Автопроизводителям нужно меньше полагаться на скидки и уделять больше внимания обновлению дизайна автомобилей, заявил на днях на международном автомобильном шоу в Нью-Йорке Карлос Гон. “Скидки – коварная вещь, которая сбивает с толку, а реальные проблемы решить не помогает”, – сказал Гон. Топ-менеджер знает, о чем говорит. Гон заслужил репутацию одного из самых эффективных руководителей после того, как за три года возродил оказавшуюся на грани банкротства Nissan. В 1999 г. Гон был назначен гендиректором японской компании после того, как Renault стала ее крупнейшим акционером. Гон объявил, что в течение трех лет Nissan должна увеличить объем производства на 1 млн автомобилей, увеличить операционную прибыль до 8% и избавиться от задолженности. План, в реалистичность которого мало кто верил, был выполнен раньше срока.

Теперь в нелегком положении оказались General Motors, Ford и DaimlerChrysler. Но они пока сделали ставку на скидки. К примеру, прошлым летом они запустили широкомасштабную акцию “Корпоративные скидки для всех”. Всем покупателям автомобили предлагались по тем же ценам, что и работникам заводов автопроизводителей. Маркетинговый ход оказался успешным. К примеру, продажи GM за два месяца возросли в полтора раза, а доля на рынке поднялась с 25,5% в мае до 32,4% в июле. Ford рекламная кампания помогла увеличить продажи в США на 27% в июле. Но после окончания периода скидок продажи автопроизводителей вновь начали падать. В 2005 г. совокупная доля рынка американских автопроизводителей в США, по данным Autodata Corporation, снизилась на 4% до 56,9% (в 2002 г. этот показатель был 61,7%). Во многом из-за слабых продаж на родном рынке убытки GM за прошлый год составили рекордные $10,6 млрд, а чистая прибыль Ford упала по сравнению с 2004 г. на 42% до $2 млрд.

Проблем автопроизводителей скидки не решают, если они предлагают покупателям неинтересный дизайн автомобилей, заявил Гон. В доказательство своей правоты он привел в пример производителя персональных компьютеров Apple Computer. Гон напомнил, что компания выбралась из кризиса с помощью производства популярного цифрового плейера iPod, дизайн которого обновляется каждые три-шесть месяцев.

“Американские автопроизводители проигрывают азиатским в скорости обновления дизайна”, – соглашается независимый эксперт автомобильного рынка Сергей Алексейчук. Например, в отличие от большой детройтской тройки, японские и корейские компании каждые 2–3 года обновляют дизайн моделей.

Гон недавно делом подтвердил свою философию. В феврале он объявил, что к 2009 г. Renault станет самым прибыльным автоконцерном в Европе. Это будет сделано за счет производства кроссоверов и автомобилей класса люкс. Всего за четыре года Renault собирается вывести на рынок 26 новых моделей. Особое место в “Обязательствах Renault” занимает бюджетный автомобиль Logan. На платформе этого автомобиля должно появиться сразу пять новых моделей.