Автоимпорту выпрямляют путь


Две компании заявили о желании построить на южном побережье Финского залива терминалы по перевалке автомобилей мощностью 250 000–300 000 автомобилей в год каждый, рассказал “Ведомостям” вице-губернатор Ленинградской области Григорий Двас. Один из терминалов должен быть расположен в районе Вистино, его инвестор – таможенный брокер “Российские транспортные линии” (РТЛ) ведет сейчас переговоры с областным правительством. Генеральный директор РТЛ Денис Щербаков подтвердил намерения компании по строительству терминала, но отказался от подробных комментариев, сославшись на то, что проект находится в начальной стадии. Щербаков говорит, что его компания последние 10 лет занимается растаможиванием автомобилей для крупных импортеров.

Второй терминал, по словам Дваса, может появиться в порту Усть-Луга. В пресс-службе “Компании “Усть-Луга” сообщили, что компания планирует построить терминал по перевалке универсальных грузов, в том числе – для перегрузки автомобилей. Подробности проекта, который находится в стадии разработки, в компании не раскрывают.

“Такой терминал стоит очень дешево – около $5 млн”, – говорит директор проектов ИА SeaNews Алексей Безбородов. Основные инвестиции, по его словам, пойдут на бетонирование площадки в 15–20 га под хранение автомобилей.

Импортеры автомобилей считают, что оба проекта будут востребованы, если компании установят хорошие тарифы на хранение автомобилей. По словам гендиректора Audi Russia Оскара Ахметова, российские импортеры используют площадки в финских портах в качестве складов для хранения запасов автомобилей. В России не существует таких крупных площадок для хранения машин и складские расценки здесь в 5–10 раз выше, чем в Финляндии, утверждает Ахметов. Гендиректор компании “Карнэт-2000”, импортера Hyundai, Роман Хапаев оценивает стоимость хранения одного автомобиля в финском порту примерно в 50 евро в месяц. По его словам, импортеры обычно держат в Финляндии месячный запас автомобилей, постепенно перевозя их на свои склады в Москве или Петербурге. Это подтверждает и Ахметов.

Впрочем, финны пока не опасаются конкуренции российских портов. Представитель Минтранса Финляндии Туомо Суванто говорит, что в 2005 г. три финских порта – Ханко, Котка и Турку перевалили около 340 000 автомобилей, причем около 75% из них отправились в Россию. По сравнению с 2004 г. объем увеличился на 43%, а в ближайшие 3–5 лет финны ожидают удвоения объемов перевалки автомобилей. По словам Суванто, порт Ханко уже достиг своей предельной мощности (260 000 автомобилей в год) и больше не сможет расширяться, а дальнейшее увеличение перевалки пойдет в Котка и Турку. Суванто говорит, что в ближайшие два года оба порта расширятся, что позволит переваливать до 700 000 автомобилей в год. Этого хватит, чтобы удовлетворить потребности растущего российского рынка иномарок.

Безбородов оценивает доходы финских портов от перевалки автомобилей для России в $18 млн в год.

Аналитик ОФГ Елена Сахнова полагает, что если проекты терминалов в Ленинградской области будут реализованы, то они отберут часть грузов у финнов.

Небольшую автомобильную площадку открыл в прошлом году “Петролеспорт”. Он полностью загружен и переваливает, по словам директора по производству “Петролеспорта” Сергея Зарубина, около 500 автомобилей в месяц, в основном подержанных. “Если бы у нас были большие площади, мы бы уже увели у финнов часть грузопотока”, – уверяет Зарубин.

Импортеры считают основным преимуществом финских портов режим свободных таможенных зон. “В Финляндии машины можно хранить сколь угодно долго без таможенного оформления, не расходуя оборотные средства компании”, – говорит Ахметов. По мнению Хапаева, по этой причине затея со строительством российских терминалов будет бессмысленна, если они не получат статус свободного таможенного склада. Таможенная пошлина на ввоз нового автомобиля в Россию составляет 25% его цены. Таможня готовит прорыв в импорте новых машин, рассказал в интервью “Ведомостям” летом прошлого года начальник СЗТУ Павел Корчажкин. По его словам, терминал “Петролеспорта” уже получил режим свободного склада, где транспортные средства могут храниться без уплаты пошлины три года.

Но есть еще одна причина, по которой портам Ленобласти трудно будет конкурировать с финнами. По мнению директора “Рольф-Логистикс” Александра Ларина, препятствием может стать плохая дорожная инфраструктура. Однако проекты могут быть привлекательными, если снизят стоимость перевозки хотя бы на $15–20 с автомобиля, говорит он.

На направления грузопотоков могут повлиять и другие обстоятельства. Вслед за импортом автомобилей растет и стоимость их перевозки, которая на 90% осуществляется автомобильным транспортом. В последние три месяца перевозчики подняли цены на 15–20%, жалуется Ларин. По словам менеджера транспортной компании Gema, пожелавшего сохранить анонимность, повышение цен произошло из-за дефицита специальных прицепов, предназначенных для транспортировки автомобилей. В прошлом году привезти машину из Финляндии в Москву можно было за $415, а сейчас – за $500. Стоимость транспортировки до Петербурга составляет $350.

По словам менеджера Gema, рейсы из Финляндии в Россию совершают около 2000 специальных автомобилей. Ларин оценивает дефицит примерно в 500 машин, а стоимость каждой – около $200 000. По словам Ларина, его компания приобретет в этом году 30 новых машин.

Финны знают о проблемах российских автоперевозчиков, говорит Суванто из Минтранса Финляндии. По его словам, в прошлом году финские железнодорожники предложили “Российским железным дорогам” построить под Москвой автотерминал. Таким образом, считает Суванто, были бы решены проблемы с очередями на погранпереходах, уменьшилось бы время доставки автомобилей из Финляндии. При этом доля железной дороги в перевозках автомобилей увеличилась бы с нынешних 10% до 30%. В пресс-службе РЖД от комментариев на эту тему отказались.

А участники рынка сомневаются, что железнодорожные перевозки будут иметь успех. За последние 10 лет в России не построено ни одного вагона для перевозки автомобилей, говорит Ларин из “Рольф-Логистикс”. РЖД по-прежнему использует вагоны, на которых в советское время возили “Жигули”, вторит ему Хапаев из “Карнэт-2000”. Да и тариф на перевозку из Финляндии в Москву по железной дороге в полтора раза выше, чем автомобильный. При том что в вагон помещается столько же автомобилей, сколько и на один тягач, – шесть легковых или четыре джипа.

Импортерам не стоит доверять свой груз монополисту, считает Безбородов из ИА SeaNews. Для привлечения клиентов дорога может снизить тариф, а после того как грузоотправители сформируют под нее свои логистические цепочки, она непременно его повысит, предупреждает эксперт.