НА КОНТИНЕНТАХ: Человек эпохи Возрождения


Гомес начал работать дизайнером по интерьерам; он обследовал блошиные и антикварные рынки, изучал мебель и дизайн. Одним из его замечательных открытий этого периода стали работы Андре Арбюса, выставлявшего свою мебель в 1925 г. на проходившей раз в полгода выставке Arts Decoratifs в Париже. У Гомеса дома теперь есть два дубовых кресла с коричневой бархатной обивкой и дубовый буфет работы Арбюса. “Хотя он работал в ХХ в., эталоном для него служила французская мебель XVIII в. Он переработал формы и создал нечто очень элегантное, очень французское, очень утонченное. В его работах всегда присутствует некое воспоминание о прошлом, что придает им эмоциональную притягательность в моих глазах”, – поясняет он.

Предки Гомеса родом из Андалузии, юность мастера прошла в усиленных занятиях музыкой, отчего в его работах всегда чувствуется некий налет “барочности”. Но Гомес увлекается изучением не только европейской культуры, но и, например, африканской. Eго работа состоит в создании новых вещей, но он сохраняет сильную привязанность к прошлому. Он никогда не следовал причудам последней моды, не создавал однотонных комнат. Он сосредоточен не на концептуальной, а на эмоциональной стороне дела, верит в ценность дизайна только в том случае, если с помощью дизайна жизнь наполняется новым смыслом.

В том, что касается оформления его собственного жилища, Гомес следует тем же принципам. Живет он в просторной, полной воздуха квартире в доме, построенном в XVII в. в парижском районе Марэ. Высокие потолки, французские окна и безыскусный дизайн: паркетный пол, простые темно-серые ковры в сочетании со стенами – белыми, цвета хаки и коричневыми – создают идеальную среду существования для коллекции мебели и предметов самой разной стилистики.

“Мне нравятся предметы повседневного обихода, до которых приятно дотрагиваться, – говорит Гомес. – Я не люблю ультрамодную мебель – мне она кажется неинтересной. Она сделана для короткой жизни, в ней не чувствуется связи времен, и у меня с такой мебелью не возникает эмоционального контакта”.

Впервые Гомес заинтересовался мебелью и дизайном, когда еще ребенком ходил с бабушкой по сельским аукционам. “Обычно она покупала довольно богато украшенную французскую мебель XVIII–XIX вв., – вспоминает он. – Однажды в зале, где проводился аукцион мебели, я увидел две вещи работы Жан-Мишеля Франка и подумал тогда, что они невероятно красивы. Я не знал, что мебель может быть настолько изысканна и элегантна и вместе с тем современна. С тех пор я навсегда полюбил его работы”.

После этого его интерес к произведениям 1930-х гг., которые он считает знаковым периодом для дизайна XX в., постоянно рос. Лет в 19 он приобрел свою первую мебель – круглый столик-геридон светлого натурального дуба работы Франка, который стоит у него до сих пор. “Он стоил дорого, особенно для меня, поскольку я был так молод, но я просто влюбился в него”, – говорит Гомес. Сейчас столик стоит рядом с двумя прямоугольными журнальными столиками работы Франка, выполненными из светлого дуба с отделкой из натуральной рыжеватой кожи.

Со временем он начал собирать и работы дизайнеров-модернистов, таких как Шарлотт Перрьян, которая работала с Ле Корбюзье над изготовлением большей части мебели для знаменитых зданий архитектора – так называемых “машин для проживания”, и Жан Пруве, бывший слесарь и инженер, ставший дизайнером по мебели. У него есть два кресла от Перрьян (сейчас они находятся в хранилище), а также стальной письменный стол и кресло, рама которого сделана из дуба и стали и покрыта бежевым льном, работы Пруве.

В число любимых дизайнеров Гомеса входит и Вернер Пантон. Белые пластиковые стулья его работы Гомес поставил в столовой со стенами цвета хаки. Другой любимый мастер дизайнера – Пьер Полен: “Я люблю формы Полена – такие типичные для 1970-х, особенно этот идеально круглый стул Rub, который весь состоит из одной линии, удобен и выглядит совершенно новым”. У стула обивка выполнена из белой шерстяной ткани. А еще у него есть стул Шарля Эме из розового дерева и кожи – “настоящий старинный”.

Загадочным образом Гомесу удается объединить предметы, которые пришли к нему из таких различных эпох. “Нередко антиквары спрашивают меня, как я могу держать Жан-Мишеля Франка, Арбюса и Шарля Эме в одном доме, а я отвечаю, что все зависит от того, как вы соедините их, – рассказывает дизайнер. – Для периода, в который мы сейчас живем, характерно смешение различных предметов и стилей. И мне нравится изменение противоположностей, противопоставление одного периода другому. Но в глубине души вещи, которые я люблю, во многом похожи – даже если сначала это не очевидно. Именно такие открытия делают коллекционирование мебели таким увлекательным”.

(FT, Елена Назарьева)