Нескромные аппетиты


Размещение акций компании не на бирже, а по закрытой подписке между частными и институциональными инвесторами (private placement) в последние годы получило признание и в России. Например, в прошлом году компания IBS продала 33% своих акций более чем 100 инвесторам, а “Нутринвестхолдинг” в ходе private placement полностью приобрели западные (90% акций) и российские инвестфонды (10%). “Новатэк” разместил таким образом 3% акций накануне IPO, возможность проведения private placement вместе с IPO изучает и “Роснефть”.

Но получить $200 млн за треть акций банка с капиталом всего в $60 млн почти невозможно, убеждены эксперты. “Разумная цена Пробизнесбанка – $240 млн, оптимистичная оценка – $280 млн”, – рассуждает гендиректор “Интерфакс-ЦЭА” Михаил Матовников. Российские банки сейчас уместно покупать за 3–4 капитала, говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова и вспоминает, что австрийский Raiffaisen купил Импэксбанк как раз с коэффициентом 3.

О таком способе привлечения капитала задумались и владельцы Пробизнесбанка. В пятницу банк сообщил, что планирует допэмиссию акций на 474,4 млн руб. по номиналу, а потенциальными покупателями бумаг назвал Merrill Lynch International и зарегистрированную на Кипре структуру “Ренессанс Капитала” – Renaissance Securities Ltd.

Президент Пробизнесбанка Сергей Леонтьев не стал комментировать продажу акций, так же поступили в Merrill Lynch и “Ренессанс Капитале”. Но знакомый с условиями сделки источник рассказал “Ведомостям”, что инвестбанки являются агентами по продаже 35% акций Пробизнесбанка американским и европейским инвесторам. “Банк намерен привлечь около 10 новых акционеров и выручить за акции примерно $200 млн, – говорит источник. – Не важно, будут инвесторы частными или институциональными, главное, чтобы сделка была рыночной”. Это подтвердил и другой банкир, знакомый с планами “Пробизнеса”.

Впрочем, это не первые масштабные планы Пробизнесбанка. О грядущем вхождении в капитал серьезных иностранных инвесторов менеджеры банка говорили еще более трех лет назад. Однако выдавшие субординированные займы IFC и ЕБРР так и не конвертировали их, а о других претендентах до сих пор ничего не было слышно. Анонсировал “Пробизнес” и региональную экспансию, но за два года совершил лишь две сделки: в Екатеринбурге купил 94,5% акций ВУЗ-банка, а в Саратове – одновременно 86,3% банка “Экспресс-Волга” и 80,53% акций банка “Конто”. Намеревался Пробизнесбанк войти в десятку крупнейших розничных банков. В 2003 г. он поведал о планах к концу 2007 г. увеличить объем привлеченных депозитов населения в 50 раз до $1 млрд и такими же темпами наращивать объемы кредитования граждан. Затраты на специальный розничный проект с созданием “суббренда банка” в ближайшие два года тогда он оценивал в $60 млн. И пригласил возглавить его Майкла Ракмана, который затем перешел в Альфа-банк. “Леонтьев часто ставит амбициозные цели. В таком случае он рассчитывает на более высокую отдачу”, – характеризует стиль работы президента Пробизнесбанка один из его коллег.

Не исключено, что таким же будет сценарий и на этот раз. Источник, близкий к одному из организаторов размещения, сомневается, что акции банка разойдутся за $200 млн. А вот подписка на $100 млн, по его сведениям, вполне реальна. “Это будут фонды, готовые сыграть на российском рынке. И никто из них не получит более 5% в капитале”, – рассказывает он.

Представитель Пробизнесбанка отказался комментировать эту информацию, пообещав обнародовать детали уже в мае. Тем не менее привлечение $100 млн будет успехом. “Это задаст планку всему рынку, и я буду очень рад за своих коллег”, – говорит предправления Оргрэсбанка Игорь Коган.

Привлеченные в ходе private placement деньги банк потратит на развитие розничного направления (в том числе увеличение точек присутствия в России) и кредитование малого бизнеса, рассказал источник, знакомый с планами акционеров Пробизнесбанка. А если опыт закрытого размещения окажется удачным, акционеры будут изучать возможность IPO через два-три года, уверяет собеседник “Ведомостей”. “Для IPO банк пока маловат, а для private placement уже созрел”, – соглашается один инвестбанкир.