Образование бизнеса


Президент Владимир Путин традиционно принимает бизнесменов в Кремле. Медведев не стал следовать его примеру и приглашать предпринимателей в Белый дом, а сам приехал в здание Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Делегация бизнесменов оказалась менее представительной, чем на приемах у Путина. Побеседовать с Медведевым приехали Петр Авен (Альфа-банк), Вагит Алекперов (“Лукойл”), Семен Вайншток (“Транснефть”), Виктор Вексельберг (“Суал-холдинг”), Владимир Лисин (НЛМК), Леонид Михельсон (“Новатэк”), Алексей Мордашов (“Северсталь-групп”). “Просто позвали только тех, кто имеет непосредственное отношение к образованию”, – вяло оправдывался один из организаторов этой встречи. Почему Вайншток или Алекперов имеют большее отношение к образованию, чем президент “Тройки Диалог” Рубен Варданян или президент IBS Анатолий Карачинский, он уточнить не смог, отметив лишь, что “многие разъехались по своим делам и просто не смогли выкроить пару часиков”.

До последнего ждали главу “Русала” Олега Дерипаску. Он записывался на встречу, и на столе даже стояла табличка с его именем, но выяснилось, что бизнесмен потерялся, возвращаясь из Таджикистана в Москву, а его мобильные телефоны не отвечали. “Уберите со стола табличку Дерипаски”, – скомандовал почетный президент РСПП Аркадий Вольский. “Может, не убрать, а порвать?” – кто-то попытался неудачно пошутить Вольскому вслед. “Не рвать, а убрать”, – отрезал Вольский.

Открывая встречу, Медведев сообщил, что предстоит обсудить “практическое взаимодействие власти и бизнеса” по нацпроектам, чтобы “повысить качество и доступность” образовательных услуг. Он обозначил главные темы: образовательные стандарты, подготовка высококвалифицированных рабочих и создание эндаументов – инвестиционных фондов, доходы которых могут быть направлены в том числе на образовательные нужды. Про рейтингование вузов Медведеву рассказывал представитель “Деловой России” Николай Брусникин. Необходимость составления качественных рейтингов, по словам Брусникина, вызвана тем, что сфера образования закрыта и непрозрачна для потребителей”. “Если рейтингов будет много, то можно запутаться, а некоторые и вовсе могут оказаться продажными”, – заметил Медведев. Прийти к единому мнению по этому вопросу участникам встречи не удалось, и слово дали Вайнштоку. Он констатировал, что государственная система подготовки кадров “находится в неудовлетворительном состоянии”. Ситуацию спасает “Транснефть”, которая берет на себя нелегкое бремя подготовки “элиты сварщиков”, признался Вайншток. Настоящих специалистов в этом деле, по словам бизнесмена, осталось совсем мало, да и те устраиваются в сферу услуг – например, идут варить оградки на кладбище. Если так пойдет и дальше, то придется предприятия закрывать, нарисовал мрачную картину Вайншток, это очевидно даже Министерству образования. “То есть даже самым тупым”, – почти серьезно согласился министр образования Андрей Фурсенко. Решать проблему Вайншток предложил с помощью дуальной системы профессионального образования, когда теоретические знания даются в профессиональной школе, а практическая подготовка осуществляется непосредственно на предприятии. При этом ученики не обязаны оставаться на этом предприятии. “Поэтому не вижу большой проблемы, если ТНК подготовит специалистов, а они перейдут в “Лукойл”, – заключил Вайншток. “В “Транснефть” перейдут”, – выдвинул более правдоподобную версию Медведев.

Об участии бизнеса в финансировании образования высказался и Мордашов, предложив государству подумать над налоговыми льготами для тех, кто инвестирует в образование. На закрытой части совещания Лисин разнес в пух и прах качество подготовки в отечественных вузах. А Вайншток привел в пример парадоксальную ситуацию, когда люди, получив высшее образование, поступают в техникумы и училища, чтобы получить реальную профессию, рассказывает один из участников встречи.

Подводя итоги встречи, Медведев предложил передать профтехобразование и колледжи в ведение бизнеса и регионов, вузы финансировать из государственных, коммерческих и личных средств и согласился подумать над предоставлением льгот для предприятий, которые тратятся на развитие образования.

Один из участников заметил, что общение Медведева с бизнесменами преследовало цель не только обсудить нацпроекты. “В каком-то смысле это была презентация для бизнеса одного из будущих руководителей страны, – считает собеседник “Ведомостей”. – Но говорить о Медведеве как о преемнике пока рано”. “Медведев решает стратегическую задачу – консолидирует элиту и предлагает не враждовать, а сотрудничать, – полагает Алексей Макаркин из Центра политических технологий, – об этом говорит и беседа с бизнесменами, и недавняя масштабная встреча с губернаторами”. По мнению эксперта, если Медведеву выпадет шанс стать преемником, решение этой задачи будет особенно актуально.