Закон об одной Родине


В пятницу в Думу поступил законопроект, запрещающий депутатам и членам Совета Федерации (СФ) иметь какое-либо гражданство, кроме российского. Под документом подписались члены всех думских фракций: Андрей Климов, Отари Аршба, Николай Безбородов, Борис Виноградов, Николай Кондратенко, Владимир Мединский, Александр Островский и Николай Сапожников. Актуальность документа авторы мотивируют целями государственной безопасности и грядущими выборами. “В преддверии выборов в Госдуму необходимо как можно раньше создать соответствующее правовое поле”, – говорит Безбородов. “Депутат имеет доступ к информации, закрытой для граждан нашей страны, не говоря уже про разведки других стран”, – поясняет Островский. А Мединский рассуждает о морально-этической стороне: “Человек, который берется влиять на судьбы других, должен обладать хотя бы минимальным патриотизмом”.

Инициаторы законопроекта недовольны тем, что значительное количество депутатов и сенаторов имеют не одно гражданство. “Ряд депутатов не скрывают, а всячески заявляют о том, что у них есть несколько гражданств, и, по их мнению, это нормально”, – возмущается Островский. В пример он приводит лидера фракции “Родина” Александра Бабакова: по информации ЛДПР, у него три гражданства: российское, израильское и украинское (или словацкое). У таких депутатов будет два варианта: сложить с себя полномочия или снять с себя все гражданства, кроме российского, говорит Островский. О том, что инициатива касается Бабакова, “Ведомостям” подтвердил и другой думский источник, близкий к разработчикам документа.

Сам Бабаков в беседе с “Ведомостями” отметил, что не видит ничего предосудительного в таком запрете. “У меня одно гражданство, российское”, – подчеркнул он. При этом депутат предположил, что его коллеги просто хотят поспекулировать на популистской теме.

Законодательство нечетко регулирует вопросы двойного гражданства представителей власти, отмечает управляющий партнер юридической компании “Вегас-Лекс” Альберт Еганян. Закон о государственной гражданской службе лишает таких лиц права находиться на госслужбе, а депутат приравнен к министру только по статусу, поясняет юрист. Скорее всего, авторы законопроекта исходили из того, что в законе о статусе члена СФ и депутата ГД вопрос двойного гражданства четко не прописан, считает Еганян. В нем говорится о досрочном прекращении полномочий при приобретении парламентарием иностранного гражданства, но нет указания, что делать, если второе гражданство у него было на момент вступления в должность. К тому же сам факт получения второго гражданства выяснить сложно, предупреждает Еганян: “С тех пор как Борис Березовский был руководителем Совета безопасности, имея двойное гражданство, практика не изменилась. Процентов 20 депутатов имеют второе гражданство”.