15 лет без налога


Темпы роста добычи нефти в последние годы неуклонно снижаются – с 11% в 2003 г. до 2,5% в 2005 г. В этом году, по оценке министра промышленности и энергетики Виктора Христенко, рост добычи не превысит 2,2–2,5%. Чуть ли не год чиновники думали, как ускорить освоение новых месторождений и не прекращать добычу на старых. В первой версии законопроекта о дифференциации НДПИ, разработанной еще прошлой осенью, предусматривались семилетние налоговые каникулы (нулевая ставка НДПИ) для новых месторождений.

Но компаниям этого мало. Даже получив лицензию на промышленную эксплуатацию скважин, нефтяники тратят немало времени на доразведку и строительство транспортной инфраструктуры, говорит замдиректора департамента Минэкономразвития Александр Гладков. Например, нужно строить нефтепровод к Талаканскому месторождению в Якутии и восточносибирским месторождениям. Поэтому в последней внесенной в правительство редакции законопроекта налоговые каникулы для компаний, получивших лицензию на разработку нового месторождения, увеличены до 10 лет, а для имеющих лицензию на геологоразведку – до 15 лет.

Налоговые каникулы прекращаются, когда добыча достигнет 10 млн т в бассейне Тимано-Печоры, 25 млн т – в Восточной Сибири, 35 млн т – на шельфе. Сначала для прекращения каникул хотели ввести показатель выработанности месторождения на 20%. Но тогда компании могли бы искусственно затягивать освоение, меняя в отчетности показатель выработанности, замечает Гладков. Поэтому решили остановиться на абсолютных показателях.

Не забыли и о старых месторождениях. При выработанности свыше 80% ставка НДПИ снижается на 70%. “Мы искали баланс между фискальными интересами бюджета и стимулами для компаний”, – говорит начальник департамента Минприроды Сергей Донской. Законопроект должен пресечь попытки манипуляции запасами и добычей, чтобы нефтяники не перебрасывали их объемы с объекта, где есть льготы, на другой, где их нет.

Эти решения в корне меняют экономику проектов, доволен Геннадий Красовский из “Лукойла”, теперь капвложения в новые провинции пойдут быстрее. Ограничения на продолжительность каникул только мотивируют недропользователей. Дифференциации НДПИ с нетерпением ждали в ТНК-BP, разрабатывающей месторождения в Восточной Сибири, говорит представитель компании Марина Драчева. Во всех нефтедобывающих странах льготы вводятся для “нетронутых” запасов сырья, замечает она. Драчеву, однако, удивляет, что в законопроекте есть два срока каникул: непонятно, по какому смогут работать нефтяники с двойной лицензией на добычу и разработку.

Замгендиректора “Татнефти” Азат Ягафаров сожалеет, что налоговая льгота для истощенных месторождений оказалась вдвое ниже той, что нефтяники обсуждали с чиновниками. Она недостаточно учитывает дополнительные затраты компаний для поддержания объемов добычи. Кроме того, льготы, по его мнению, надо распространить на все регионы нефтедобычи. Донской из МПР ожидает, что законопроект вступит в силу с 2007 г., а льготные режимы со временем будут применяться и к другим нефтегазовым регионам.