ОМОН заявился


Времени на то, чтобы подать заявку на средства инвестфонда, который в этом году составляет почти 70 млрд руб., осталось немного – срок истекает 19 мая. Но очереди в здании Минэкономразвития на “Маяковской” нет. “Первые заявки мы ожидаем не раньше 10 мая: требуется очень сложный пакет документов”, – объяснял в начале апреля замминистра экономического развития Кирилл Андросов. Однако на прошлой неделе обнаружились первые соискатели.

Заявку подал жилищно-строительный кооператив “Сотрудник ОМОН”, рассказал чиновник Минэкономразвития. Он строит 500 домов в 2 км от Иркутска. Общая стоимость проекта составляет 280 млн руб., из них собственные средства – 5 млн руб., заемные – 198 млн руб., а из инвестфонда иркутчане просят 85 млн руб. на подключение участка к коммунальной инфраструктуре.

“В прошлом году [из-за монетизации льгот] мы лишились права на бесплатные квартиры и решили справиться с проблемой сами”, – рассказывает сотрудник иркутского отряда милиции особого назначения, управляющий ЖСК “Сотрудник ОМОН” Александр Зайцев. Позже к омоновцам подключились сотрудники местной ГИБДД (госинспекции безопасности дорожного движения), ППС (патрульно-постовой службы) и СОБРа (специального отряда быстрого реагирования). По словам Зайцева, местные власти уже выделили кооперативу 50 га, а еще столько же сейчас оформляется. “Мы не то чтобы коттеджи хотим построить, а так – небольшие домики метров по 120–150”, – рассказывает он.

К делу кооператив подошел серьезно и обратился в московское представительство американской юридической компании Stilas, чтобы та подготовила документацию по проекту. Эти услуги, говорит Зайцев, обошлись “Сотруднику ОМОН” в $13 000. Зато документы пригодились при подаче заявки в Минэкономразвития. В Stilas подтвердили, что кооператив – их клиент, но от подробных комментариев отказались, поскольку, как объяснил главный юрисконсульт Stilas Мэтью Грин, это противоречило бы американскому законодательству.

Заявка не соответствует элементарным требованиям к инвестпроектам, удивляется чиновник Минэкономразвития: “Начать хотя бы с того, что минимальная стоимость проекта должна составлять 5 млрд руб., а у них чуть не в 20 раз меньше”. Что-то странное творится в заявке и с цифрами: 5 млн, 198 млн и 85 млн никак в 280 млн не складываются. Кроме того, соискатель должен доказать, что его проект “соответствует приоритетам социально-экономического развития России” и невозможен без господдержки, а также представить положительное заключение одного из ведущих мировых инвестбанков. Это качественные критерии, а количественные – по бюджетной, финансовой и экономической эффективности – Минэкономразвития еще даже не разработало. Без них полноценную заявку подать просто невозможно, заключает чиновник.

Положение об инвестфонде и дополняющие его документы составлены так, что большая часть проектов будет отсеяна на самом раннем этапе, отмечает Булат Столяров, директор Института региональной политики, консультирующий консорциум компаний, которые рассчитывают за счет инвестфонда развивать Нижнее Приангарье. “И это хорошо”, – добавляет он. А чиновник Минэкономразвития предполагает, что если уж претенденты положение об инвестфонде прочитать не могут, то после выхода количественных критериев “с пятиэтажными формулами” 98% соискателей будет отсеяно. До заседания инвесткомиссии (в нее входят чиновники разных ведомств на уровне замминистра), которое намечено на 14 июня в рамках Петербургского экономического форума, дойдет с десяток проектов, предполагает он. А реальное соревнование между претендентами начнется на правительственной комиссии, которая соберется в конце июня – начале июля. Именно она вынесет окончательный вердикт, кому достанутся деньги инвестфонда.

Впрочем, президент РСПП Александр Шохин еще в марте говорил на ежегодной коллегии Минэкономразвития, что никакой конкуренции за эти деньги на самом деле нет. Чиновники неоднократно называли “наиболее проработанные проекты”. На встрече с президентом в начале апреля Герман Греф в очередной раз упомянул Нижнее Приангарье, нефтехимический кластер в Татарстане, порт и терминал в Усть-Луге, Западный скоростной диаметр в Петербурге, а также первую очередь платной дороги Москва – Петербург.