Жить как рантье


Удержать стабфонд от расходования возможно, полагают экономисты. “Такое решение потребует от государства снижения расходов и своего присутствия в экономике”, – считает Наталья Орлова из Альфа-банка. Но для развития промышленности требуется срочная государственная помощь, иначе, по прогнозу самого же ВБ, темп экономического роста упадет до 3% в год. Полученные к 2016 г. дополнительные доходы от инвестирования уже не смогут восполнить упущенные возможности для роста, замечает Наталья Акиндинова из Центра развития: “Время будет упущено”. К тому же процентных доходов даже к этому времени будет недостаточно для подстегивания экономического роста – обещанные Литваком $25 млрд в 2016 г. составят всего 0,9% ВВП.

В стабфонде на 1 апреля накоплено 1677,4 млрд руб., к концу года эта сумма может удвоиться. Пока средства размещены на рублевом счете в Центробанке, и, по расчетам Института комплексных стратегических исследований, за два года стабфонд обесценился из-за инфляции более чем на 110 млрд руб. Но только в марте Минфин и правительство договорились инвестировать одну часть этих денег в гособлигации 14 государств с высшим инвестиционным рейтингом, а вторую – в более доходные инструменты: акции нескольких сотен иностранных компаний – “голубых фишек”.

Вчера Всемирный банк поддержал этот подход. Если правительство не будет трогать стабфонд еще 10–25 лет, России больше не надо будет беспокоиться о снижении нефтяных цен – она сможет жить как настоящий рантье, убежден главный экономист ВБ по России Джон Литвак.

В первые годы правительству следует инвестировать стабфонд поровну в краткосрочные и долгосрочные гособлигации, а с 2011 г. портфель может состоять на 10% из коротких иностранных госбумаг, на 30% – из длинных и на 60% – из корпоративных акций и облигаций. Чистая доходность такого портфеля (сверх инфляции США) составит около 3% годовых, обещает Литвак. В результате если Россия не будет тратить средства стабфонда до 2015 г., то с 2016 г. у него будет по $77 млрд допдоходов, из которы х $25 млрд составят проценты от инвестирования стабфонда, а остальное – доходы от нефтяных пошлин и НДПИ, которые больше не будут туда зачисляться. При этом в стабфонде будет $771 млрд. Если же Россия продержится до 2025 г., доход от инвестиций и новых поступлений в фонд будет составлять $110 млрд ежегодно, а в самом стабфонде будет $1677 млрд.

Посредством стабфонда можно снизить инфляцию до 6%, а затем пустить часть денег на инфраструктурные и производственные проекты, в результате производство будет расти, спрос перестанет превышать предложение и угрозы инфляции не будет, добавляет Владимир Тихомиров из “Уралсиба”. Управляющий директор этого инвестбанка по инвестициям Алексей Чаленко предлагает способ “убить двух зайцев сразу: и инвестировать в промышленность, и приумножить стабфонд за счет вложения денег в российские ценные бумаги”. Доходность при таком подходе будет существенно выше, обещает он: акции принесут по 10% годовых, а облигации – по 3–4% сверх инфляции.