Быстро, но вяло


Вчера Росстат опубликовал данные о промышленном производстве, по которым в марте 2006 г. оно выросло на 4,1% по сравнению с мартом 2005 г. (за квартал – на 3,1%). Локомотивами роста стали добывающие производства (рост на 1,8%), а выпуск обработанной продукции вообще возрос на 5,7%. Активно росли пищевая промышленность, машиностроение, выпуск строительных материалов, журналов издали больше на 41%.

“Март оказался первым месяцем квартала, когда мы видим существенный рост промышленного производства”, – отметил министр экономразвития Герман Греф. По расчетам замдиректора департамента Минэкономразвития Геннадия Куранова, со снятой сезонностью и календарным фактором в марте выпуск был больше февральского на 0,7%. Примерно таким темпом индустрия росла в 2003–2004 гг., замечает экономист инвестбанка “Траст” Евгений Надоршин.

Производственный всплеск Надоршин объясняет окончанием зимних морозов. “Производственные предприятия ограничивали в потреблении электроэнергии в период морозов, они не выполнили свой зимний план, а теперь компенсируют потери”, – говорит он. Неоправданно сильный спад производства в первые два месяца года был вызван сильными морозами, а теперь он преодолен, соглашается начальник аналитического отдела Банка Москвы Кирилл Тремасов.

Однако многие экономисты вообще не увидели в марте никакого промышленного роста – даже компенсирующего. По оценке Владимира Сальникова из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, со снятой сезонностью промышленность в марте выросла всего на 0,2%. Небольшой рост наблюдался лишь в добыче нефти, а снижался выпуск в транспортном машиностроении, производстве электрооборудования, в электро- и теплоэнергетике, считает он. Машиностроители “просели” из-за ухудшения конкурентоспособности отечественного автомобилестроения вследствие укрепления рубля, спад в электрооборудовании связан с насыщением рынка бытовой радиоэлектроникой, а энергетика снизилась “по контрасту с избыточной выработкой в холодные зимние месяцы”, объясняет Сальников.

Еще менее утешительные данные у Центра развития и Центра экономической конъюнктуры (ЦЭК). В марте промышленность снизила обороты – по данным Центра развития, на 0,4%, а по расчетам ЦЭКа – на 0,8%. До середины марта предприятия ждали отмены импортных пошлин на инвестиционное оборудование и “взяли паузу с инвестициями”, полагает Валерий Миронов из Центра развития. “Уже со второй декады марта инвестиционный процесс возобновился, а значит, в апреле можно ожидать восстановления промышленного роста”, – считает Миронов.

Евгений Надоршин такого оптимизма не разделяет. “Мы ожидаем, что в дальнейшем темп роста промышленности замедлится, – говорит он. – Из-за инфляции конкурентоспособность российских предприятий снижается: оборудование и сырье продолжают дорожать, издержки промышленности растут”.

Но по крайней мере 4% годового роста российской индустрии обеспечены, уверен Тремасов. Строительство трубопроводов подтолкнет развитие трубной отрасли, а увеличение доходов населения и ограничение импорта – рост в пищевой промышленности, полагает он. Реформа электроэнергетики и необходимость обновлять основные фонды подстегнет рост в энергомашиностроении. Новые проекты иностранных автоконцернов будут наращивать обороты, а спрос на мировых рынках обеспечит ускорение промышленности минеральных удобрений, рисует радужную картину Тремасов.