ЦИФРА НЕДЕЛИ: $72. Без остановки


Цена барреля нефти Brent на Лондонской бирже вчера достигла $72. Еще чуть-чуть – и $70 будет стоить российская Urals. Причины хорошо известны: обострение ситуации вокруг Ирака, нескончаемые проблемы в Нигерии, ведущие к сокращению поставок, ожидания девальвации доллара, наконец – дорожает не только нефть, но и металлы и остальное сырье. Следующие остановки – $90 (столько в пересчете на нынешние цены стоил баррель в 80-е гг.) и $100 (столько прогнозировал на 2007 г. Goldman Sachs).

Добравшись до платформы $70, нефтяной экспресс привез России более $200 млрд золотовалютных резервов, бюджетный профицит и 1,7 трлн руб. в стабфонде, 5–7% ежегодного роста ВВП, увеличение доходов населения, сокращение внешнего долга с кредитным рейтингом инвестиционного уровня, рекорды по капитализации.

В другом вагоне – не желающая опускаться ниже 10% инфляция, растущие внешние долги частного сектора, наполовину состоящие из долгов госкомпаний, более высокий, чем летом 1998 г., реальный курс рубля и растущий импорт. Потребление растет, а вот экономический рост и рост производства замедляются. Шальные нефтедоллары мы обмениваем на иномарки, домашние кинотеатры и отдых на зарубежных курортах.

Многое из перечисленного куплено в кредит. А что – квартиры-машины дорожают быстрее нефти, да и вообще жить стало лучше. Но главное – появилась уверенность, что это “лучше” – надолго. И это чувство поразило не только обывателей, берущих в магазине кредит под 80% годовых или при месячном доходе $1200 покупающих машину за $20 000. Оно, похоже, поразило большинство руководителей страны.

Фактическая остановка реформ – не просто слова. Вот спущена на тормозах пенсионная: 95% ее участников оставили накопления в ВЭБе. За I квартал он заработал им целых 0,5%. Рано или поздно эту проблему придется решать. Лучше – при $70 за баррель, чем при $30. Профицит и стабфонд – это, конечно, прекрасно, но пока экономисты сулят Пенсионному фонду “дыру” в $20 млрд через какие-то пять лет. И так по мере движения нефтяного экспресса один вагон понемногу пустеет, а во втором прибывает.

Чем полнее становятся закрома Родины, тем сложнее их охранять. Конечно, такие проекты, как идея выплачивать пособия на ребенка из золотовалютных резервов, не воплотятся в жизнь в силу откровенной бредовости. Но как объяснить уставшим за одно из самых тяжелых в истории страны десятилетие людям, почему эти несметные богатства нельзя потратить на благо народа? И расходы растут. За пять лет цена барреля нефти, при которой бюджет бездефицитен, выросла в полтора раза – с $20 почти до $30. Ближе к выборам будет больше. Цена отсечения для зачисления в стабфонд повышена с $20 до $27. Взамен нам предложены госинвестиции и нацпроекты.

Опытные игроки, чтобы выжать из “лоха” максимум, сначала понемногу проигрывают ему. По ходу дела еще не догадывающаяся об уготованной ей участи жертва мнит себя сильным игроком. Но, усыпив ее бдительность, профи обыграет ее подчистую.

Есть только один способ избежать этого: вовремя остановиться. Все это знают, но почему-то чаще всего проигрываются в пух и прах. Пока еще не поздно нам сделать остановку...