Доходный долг


“Российские компании – это театр одного актера, – рассказывал “Ведомостям” создатель крупной промышленной империи. – Собственник проводит нужные переговоры, которые влияют на дальнейшее развитие компании, для успеха дела ему нужно несколько толковых менеджеров, на которых можно положиться”. По итогам года эти менеджеры, как правило, получают хорошие бонусы. Иногда им везет и они становятся совладельцами бизнеса. Соратникам Лисина повезло – в августе прошлого года босс продал 3,34% акций НЛМК компаниям, бенефициарами которых они являются: 3,24% – фирме Costen Holding (бенефициары – члены совета директоров НЛМК Владимир Скороходов и Олег Багрин, гендиректор комбината Владимир Настич и его заместитель по экономике и финансам Галина Аглямова, глава совета директоров Стойленского ГОКа Александр Сапрыкин, руководитель Торгового дома НЛМК Александр Зарапин) и 0,1% – Akractos Technologies (бенефициар – член совета директоров НЛМК, партнер адвокатского бюро “Резник, Гагарин, Абушахмин и партнеры” Игорь Федоров). Все они давно работают в команде Лисина. Стоимость акций определилась по котировкам на РТС на дату заключения сделки, указывалось в меморандуме к декабрьскому размещению акций НЛМК на Лондонской бирже.

Оплатить бумаги менеджеры НЛМК должны до 31 декабря 2006 г., говорится в распространенной вчера отчетности комбината по US GAAP, причем пока они этого не сделали. “Указанные акции были заложены, чтобы гарантировать платеж”, – говорится в документе. Однако соратники Лисина неплохо заработали: в августе средняя цена акций НЛМК в РТС составила $1,14, а вчера – уже $2,25 и их состояние выросло на $200 млн.

На “купленные” у Лисина акции менеджеры получат щедрые дивиденды. Вчера совет директоров НЛМК утвердил размер годовых дивидендов компании за 2005 г. – около 17,8 млрд руб. ($640 млн, чуть менее половины чистой прибыли) с учетом промежуточных выплат. В эту сумму войдет доход от продажи акций Лебединского ГОКа за $400 млн в начале 2006 г., поясняет представитель НЛМК. Вчера же совет директоров НЛМК предложил поднять минимальный размер дивидендов с 15% до 20% чистой прибыли, поставив целью за пять лет повысить планку до 30% прибыли. По итогам 2005 г. новоявленные собственники 3,34% акций НЛМК получат в виде дивидендов 600 млн руб., подсчитал аналитик “Атона” Владимир Катунин. А Багрин и Скороходов заработают еще по $1,4 млн: их вознаграждение как членов совета директоров НЛМК по итогам 2005 г. составит 0,1% чистой прибыли комбината. В 2006 г. НЛМК получит более $1 млрд чистой прибыли, прогнозирует Катунин.

Сделка, по существу, представляет собой бесплатный опцион на покупку акций по прошлогодней цене. Партнер хедхантинговой компании “Росэксперт” Анна Кофф считает опционную программу лучшим способом мотивации топ-менеджмента. Счастливчики из НЛМК, по ее мнению, как раз были вознаграждены за успешную подготовку комбината к IPO. При размещении его капитализация составила $8,7 млрд, и с тех пор комбинат подорожал до $13,5 млрд. Опционы есть даже в госкомпаниях: программа стимулирования менеджмента РАО “ЕЭС России” предусматривает, что в 2007 г. ведущие сотрудники компании смогут выкупить в общей сложности 1% ее акций по фиксированной цене (около $120 млн). А владельцы металлургических компаний открыли для себя такой способ поддержки менеджмента лишь в прошлом году. Программу для 50 менеджеров на 5% акций одобрил “Евраз”, а хозяин “Северстали” Алексей Мордашов уступил своему заместителю по стратегии Вадиму Махову 7% акций первого иностранного актива группы – Severstal North America.