ИНТЕРВЬЮ: Николай Киселев, губернатор Архангельской области


В этом году должен быть подписан контракт с Росатомом на постройку опытной атомной плавучей станции. Эти АЭС мы могли бы продвигать по всему миру. В ряде стран в будущем прогнозируется недостаток пресной воды, а опреснительные установки требуют больших мощностей. И атомная плавучая станция в этом отношении была бы идеальным выходом: можно поставить ее к берегу, развернуть мощности и обеспечивать работу таких установок.

Архангельский губернатор Николай Киселев знает, как решить сразу две проблемы своего региона – дефицит жилья и избыток перестойных лесов. В рамках национального проекта “Доступное жилье” он продвигает многоквартирные деревянные дома норвежского образца, которыми со временем можно было бы застроить и другие районы России. В интервью “Ведомостям” Киселев говорит, что деревянное домостроение – не единственный “проект века” для Архангельской области: разработка Штокмановского газового месторождения и западные заказы местным судостроителям принесут дотационному региону еще больше выгод.

Танкеры для Норвегии, плавучие АЭС для жарких стран

– Прежде чем возглавить Архангельскую область, вы много лет занимались бизнесом. Почему решили стать губернатором?

– Бизнесом я в последние годы занимался как антикризисный управляющий, а не как владелец. Мои знакомые предложили мне возглавить ОАО “Молоко”, где было остановлено производство, были большие долги по зарплате. Мне, как военному инженеру, было интересно решить эту задачу, тем более в такой сложной отрасли, как северное сельское хозяйство. Мы пахали с утра до ночи, без выходных. Удалось не только вывести предприятие из кризиса, но и выиграть конкуренцию у вологодских производителей. Знаю, что предприятие нормально развивается и сейчас.

Сменить бизнес на руководство регионом меня сподвигло следующее. Мне лично надоело смотреть на то, как у нас принимались решения, как не использовались многие наши возможности. Хотелось заниматься обустройством региона, чтобы здесь можно было просто жить по-человечески и нашим детям не приходилось из Архангельской области уезжать в поисках работы, потому что здесь все криво, косо и грязь кругом.

Благодаря огромным затратам советского периода и льготам для привлечения специалистов на Север у нас в области сохранился большой промышленный потенциал. И наряду с решением других задач региона я, как глава региона, обязан лоббировать загрузку наших предприятий.

– За два года работы губернатором вам это удается?

– В 2004 г. объемы производства в машиностроении выросли в 2,3 раза. Наши кораблестроители стали комфортно себя чувствовать на мировом рынке. В 2005 г. ФГУП “Севмаш” выиграло тендер на постройку для норвежцев 12 танкеров водоизмещением по 45 000 т. Это крупнейший внешнеэкономический контракт для Архангельской области.

– В проекте по освоению Штокмановского нефтегазового месторождения архангельские предприятия участвуют?

– Да, наши судостроители выполняют заказ [“Газпрома”] по изготовлению огромной буровой платформы массой 110 000 т. Она уже в прошлом году была выведена в док, и сейчас идет ее монтаж. Чтобы построить эту платформу, пришлось дополнительно набирать и переобучать около 1000 сварщиков.

Штокмановский проект, безусловно, даст многое для развития всех регионов, которые в нем участвуют, – Мурманской, Архангельской областей, Ненецкого округа. Его активная фаза приходится на 2008–2012 гг. Дефицит квалифицированных работников ощущается уже сейчас. Архангельская область заключила с норвежской Statoil, которая собирается участвовать в освоении Штокмана вместе с “Газпромом”, соглашение о финансировании и подготовке специалистов для нефтегазовой отрасли в государственном университете Архангельска. На эту цель Statoil выделила около $1 млн.

– Другие претенденты на участие в Штокмановском консорциуме, кроме Statoil, финансируют обучение персонала для Штокмана?

– Нет. Норвежцы – прагматичные люди. Это в прошлые века много людей ездили на заработки в Архангельскую губернию из Норвегии. А сейчас Норвегия живет неплохо именно благодаря тому, что занимает одно из лидирующих мест в Европе по добыче газа и нефтепродуктов. Понятно, что они не хотят терять своих позиций [в связи со Штокмановским проектом].

У Архангельска вообще давние исторические связи с Норвегией. Русские и норвежские поморы ездили друг к другу в гости, как к себе домой. Сейчас старые традиции развиваются несколько в другом направлении: поморское землячество действует в Москве. В него входят многие уроженцы региона, которые переживают за Архангельск, часто приезжают сюда. В их числе, например, председатель Центризбиркома Александр Вешняков, вице-президент РАН академик Николай Лаверов.

Деревянные многоэтажки

– Понятно, почему ваши земляки переживают: область явно не в том финансовом состоянии, чтобы норвежцы приезжали к вам на заработки.

– Да, областной бюджет дотационный. Это парадокс: у наших соседей из Ненецкого округа нет никакой промышленности, только нефтяная скважина – и прекрасный бюджет. А в Архангельской области промышленности бог знает сколько... Причина, на мой взгляд, – в перекосах российской системы налогообложения. Ведь если судить по объему налоговых поступлений, мы вполне могли бы обходиться без дотаций. Последние два года бюджет растет на 20% ежегодно. Но у нас налоговую базу постоянно изымает Минфин. Я крайне недоволен тем, что лесные налоги у регионов забрали в центр. Администрировать из Москвы эти поступления невозможно, а в федеральном бюджете такие доходы практически не видны. А нам эти деньги позволяют не только лесом заниматься, но и жилье строить. Я у [министра финансов Алексея] Кудрина как-то спросил, кто же придумал такое решение. Понимаю, конечно, что задал несколько провокационный вопрос: у Бюджетного кодекса много авторов.

Но для нас лесная отрасль – это половина работающих. И недооценка или неправильная работа в лесном комплексе уже сказывается негативно на бюджетных доходах и на экономике в целом. Например, в Архангельской области есть перестойные леса. Их надо было спилить лет так 50 назад. Но из-за отсутствия лесных дорог огромный лесной массив, занимающий площадь маленькой европейской страны, – 1,7 млн га – быстро теряет качество. К тому же он сухой, может начать гореть. В опасную зону попадает более полутора сотен населенных пунктов, где проживает порядка 20 000 человек. Обеспечение противопожарных мероприятий – это уже не доход, а затраты.

– Недавно президент критиковал правительство за невнимание к проблеме глубокой переработки леса.

– Да, эта проблема в России пока решается плохо. Отсутствие собственной переработки ведет к стагнации отрасли, к перестойным лесам.

Сейчас мы активно работаем с Котласским ЦБК, принадлежащим “Илим Палп”, и рядом компаний по развитию деревянного каркасного домостроения. Этот проект решает проблему доступного жилья на Северо-Западе России. В Канаде, США, Норвегии доля коттеджей и каркасного жилья просто в разы больше, чем у нас. В этом году в Архангельской области появится первый опытный образец дома. Типовой проект двухэтажного дома – более 800 кв. м на 12 квартир. В Норвегии много домов такого типа, вплоть до четырехэтажных. Каркасное домостроение – это легкая конструкция, она не требует мощных фундаментов, свайных полей. Стоимость квадратного метра для покупателя, по нашим расчетам, составит всего 10 000–12 000 руб. Строится такой дом быстро. При этом жилье экологично и совершенно комфортно для человека.

– А какие сейчас потребности у Архангельской области в жилье?

– Нормальным считается строить 1 кв. м на человека в год, поэтому наш регион должен строить ежегодно 1,3 млн кв. м. У нас же в последние годы строится примерно по 100 000 кв. м. Надеюсь, за ближайшие два года благодаря каркасному домостроению выйдем на 300 000 кв. м.

Деревянное домостроение можно было бы развивать и в масштабах России, в рамках национального проекта “Доступное жилье”. Помимо денег, технологии, оборудования для этого требуются корректировки строительной документации [в Госстрое]. На днях этот вопрос рассматривался в Сыктывкаре на совещании по лесной тематике с участием президента России Владимира Путина.

– Где будут производиться деревянные дома, о которых вы говорите?

– Мы планируем создать промышленный парк по глубокой переработке древесины. Он разместится в районе Архангельского порта на 60 га. Предполагаемые инвестиции – $200 млн. Кроме каркасных домов там будет производиться гранулированное топливо, мебельная фурнитура. Так мы более эффективно задействуем нашу расчетную лесосеку в 22 млн кубометров, которая сейчас используется только наполовину. В инфраструктуру промышленного парка мы думаем вкладывать и областные, и федеральные деньги. Норматив Минэкономразвития для промышленных парков таков: на рубль федеральных денег 4 рубля должны быть привлечены из других источников. Есть постановление правительства от 30 сентября 2005 г. о том, что Архангельская область рассматривается в числе пилотных регионов по открытию промышленных парков.

– Известно, что развитие лесного комплекса сдерживает нехватка лесовозных дорог. Как эта проблема решается у вас в регионе?

– У наших соседей финнов лесные дороги на карте – просто как паутина. А у нас чистый лист. Но появление перестойных лесов показывает, что лес – это не золото, которое лежит и ему ничего от этого не делается. Пока лес можно вовлечь в производство – это богатство. Как только оно перестояло – это уже проблема. На федеральном уровне сейчас разрабатывается программа развития лесных дорог. В этом году Министерство транспорта планировало направить на строительство лесовозных дорог около 500 млн руб. Из них 140 млн руб. должна была получить Архангельская область. Но, к великому огорчению, эти суммы в бюджете 2006 г. для Минтранса не предусмотрены. Пока мы пытаемся сами изыскать средства в областном бюджете. Кроме того, будем субсидировать лесозаготовителям процентную ставку по кредитам на строительство лесовозных дорог.

В то же время нельзя делать дороги ради дорог. Большое предложение лесоматериалов на внешний рынок приведет лишь к падению цен. Поэтому предложение должно быть сбалансировано со спросом на лес. То есть строительство лесовозных дорог должно быть увязано с развитием переработки для внутреннего рынка, с тем же проектом каркасного домостроения.

– Многие регионы сейчас подают заявки на создание особых экономических зон. У вас есть такие планы?

– Летом мы будем представлять на конкурс в Федеральное агентство ОЭЗ проект туристической рекреационной зоны. Там не только всем известные Соловки. По большому счету, вся территория Архангельской области может быть интересна для развития экологического и познавательного туризма. Есть компании, которые готовы этим заниматься, в первую очередь лесной бизнес. С РАО ЕЭС мы еще в прошлом году договорились реформировать энергетическую систему Соловецких островов. Она же построена на двух судовых дизелях, и 1 кВт ч стоит 8 руб. Какой же там может быть бизнес при таких параметрах?

Цветные алмазы в строительной каске

– Как продвигается освоение Ломоносовского месторождения алмазов?

– В прошлом году летом “Алроса” открыла первую очередь ГОКа мощностью миллион тонн в год, где начата промышленная добыча алмазов. Это второе по объему месторождение в России, и алмазы там действительно уникальные. В Якутии они белые, а у нас они цветные, с различными оттенками. Это сегодня наиболее популярные на рынке алмазы. Мы решаем вопрос о том, чтобы часть сырья поступала на наши ограночные производства в Северодвинске на “Звездочке”.

Пока проект еще в начальной стадии, продажа алмазов и бриллиантов начнется до конца 2006 г. Когда я через месяц после начала работы фабрики приехал туда, то добытые за это время алмазы умещались в строительной каске – а в месяц они перерабатывают более 1000 т! Понятно, почему эти камни так дороги.

– У вас ведь есть еще и месторождение бокситов, которое собирается осваивать “Базовый элемент”. Как складываются отношения с этой компанией, которая работает и в лесной отрасли?

– Я приветствую приход в область всех инвесторов. Чем больше их будет в регионе, тем больше предпосылок для создания новых производственных мощностей и стабильной работы действующих предприятий, будь то горная отрасль или лесная. Мы ждем энергичных действий в этом направлении от компаний “Русал” и “Континенталь менеджмент”, аффилированных с “Базэлом”.

Что же касается бокситов, то “Русал” планирует завершить в 2007 г. разведочные работы и приступить к разработке Плесецкого месторождения.

– Будет ли “Газпром” инвестировать в Архангельскую область, помимо Штокмановского проекта?

– В строительство газопровода Нюксеница – Архангельск “Газпром” в 2006 г. вложит миллиарды рублей. Благодаря этому труба длиной 200 км от Вельска до Плесецка будет построена за полтора года. Хороший темп, если учесть, что предыдущие 150 км строили 15 лет. Для Архангельской области это важный проект: регион газифицирован только на 8%. В среднем по России этот показатель превышает 50%. С учетом резкого подорожания мазута для нас переход энергетики на газ крайне важен, особенно в зимний период.

– В недавнем прошлом государство стимулировало приток квалифицированных работников на Север с помощью зарплатных коэффициентов и других льгот. У вас сейчас назревает несколько крупных проектов в том же судостроении. Может быть, государству стоит создать значимые материальные стимулы для притока специалистов по оборонной промышленности в Архангельскую область?

– Мы рассчитываем все-таки на жителей Архангельской области. Считаю, что массового наплыва специалистов под сегодняшние задачи нам не нужно, но есть потребность в отдельных специалистах. Эту задачу можно решать через комиссию по военно-техническим вопросам, которая очень много сделала для развития судостроения (ее возглавляет вице-премьер Сергей Иванов). Надеюсь, что она сумеет решить вопросы технического обновления государственных судостроительных предприятий за счет их прибыли и инвестиционной составляющей.