Не трогайте сотовых абонентов!


В большинстве бюро уверяют, что к получению информации от мобильных операторов там пока не приступили. А вот Национальное бюро кредитных историй получает от “Вымпелкома” лишь сведения о пользователях кредитных тарифов, которые уже дали свое согласие на предоставление этой информации. Ранее Национальное кредитное бюро договорилось с МТС, “Мегафоном” и “Вымпелкомом” о сборе сведений про тех абонентов, которые не оплачивают услуги вовремя. Впрочем, этого кредитного бюро нет в реестре ФСФР, а связаться с его представителями вчера вечером не удалось. А представитель МТС говорит, что абоненты компании подписывают согласие на предоставление сведений о них “третьим лицам по их запросам согласно действующему законодательству”.

Федеральная служба по финансовым рынкам опасается, что некоторые кредитные бюро, едва приступив к сбору информации о гражданах, уже нарушают закон. Они стремятся собирать сведения, доступ к которым для кредитных бюро не предусмотрен, рассказал вчера замначальника управления регулирования деятельности участников финансового рынка ФСФР Алексей Волков.

В частности, речь идет о пользователях услуг связи. Волков полагает, что в кредитные бюро поступают данные не только о пользователях кредитными тарифными планами, но и о других должниках. Однако неплатежи или просроченная задолженность не должны интересовать кредитные бюро, если сам контракт не является кредитной услугой, убежден Волков. К тому же он сомневается, что у всех должников было получено разрешение на передачу информации о них в кредитное бюро. “Предоставление в кредитные бюро информации о неплатежах абонентов мобильной связи законом о кредитных историях не предусмотрено и является уже грубейшим нарушением этого закона”, – говорит Волков.

Замгендиректора Поволжского бюро кредитных историй Гузель Королева признается, что ее бюро занимается сбором информации о гражданах от некредитных организаций. В частности, страховых компаний, которые при заключении договоров берут согласие у клиента на предоставление в бюро информации о том, что он застраховал дом или машину. “Эту информацию мы можем собирать не в рамках закона о кредитных историях, а в рамках услуги скоринга, предоставляемой нашим бюро банкам”, – объясняет Королева. В кредитную историю эта информация не входит. Создается отдельная база, к которой бюро обращается при помощи банку в определении кредитоспособности заемщика, говорит она. И добавляет, что таким же образом ее бюро работает и с организациями сектора ЖКХ.

Если участники рынка каким-либо образом объясняют сбор подобных сведений, то это “правовое лукавство”, считает Волков. Поэтому, полагает он, требуется более четко определить полномочия кредитных бюро и усилить контроль за соблюдением законодательства в этой сфере. Его поддерживает и зампред банковского комитета Госдумы Павел Медведев. “Кредитные бюро должны работать лишь с кредитной информацией, в противном случае они нарушают закон и должны быть выведены с рынка”, – категоричен депутат.