Страсбург не спешит


Процедура рассмотрения дела в Страсбурге включает несколько этапов: жалоба регистрируется, и в случае, если она сразу не отвергается как неприемлемая, дело переходит в стадию коммуникации, которая может растянуться на полгода и более. Затем коллегия судей принимает решение о приемлемости жалобы, только после этого она может быть рассмотрена по существу.

Европейский суд по правам человека потребовал у России разъяснений по жалобе Ходорковского. Начался процесс коммуникации по делу “Ходорковский против России”, подтвердила “Ведомостям” официальный представитель суда Беверли Джакобс. По ее словам, сейчас зарегистрированы две жалобы Ходорковского, решение об их приемлемости не принято. В аппарате суда не подтверждают, что процедура рассмотрения дела ускорена. “Жалоба подана еще в 2004 г. и только-только коммуницирована. Вторую успели лишь зарегистрировать. Вряд ли это означает, что дело получило приоритет”, – отмечает собеседник “Ведомостей”.

Представители Ходорковского ход дела не комментируют. Адвокат Карина Москаленко, которая сейчас находится в Страсбурге, говорит, что копия запроса, посланного правительству, должна прийти и адвокатам, однако этого пока не произошло. “Надо посмотреть, какие вопросы суд ставит перед правительством, тогда станет ясно”, – говорит Москаленко. Связаться с российским уполномоченным при Европейском суде по правам человека Павлом Лаптевым не удалось: как сообщили в его аппарате, он сейчас находится за пределами страны.

Эксперты советуют не ждать быстрых результатов. “Это всего лишь стадия предварительного рассмотрения”, – предупреждает экс-председатель Конституционного суда России и бывший судья Европейского суда Владимир Туманов. Даже если жалоба коммуницирована, суд будет два месяца ждать ответ российского правительства, в некоторых случаях этот срок может быть продлен до трех месяцев. Потом другая сторона получает два месяца для подготовки возражений. “Весь процесс коммуникаций Европейский суд ведет только через почту, переписка не бывает быстрой”, – отмечает адвокат Елена Липцер. По словам Туманова, существует также процедура “спешной жалобы”, когда суд может рассмотреть дело в экстренном порядке – однако к ней прибегают в исключительных обстоятельствах.

“В Страсбурге опасаются обвинений в политической ангажированности, поэтому никаких преференций российские заявители не получают, всех выстраивают в общую очередь”, – констатирует политолог Алексей Макаркин.