ВОПРОС ДНЯ: Что еще вредно россиянам?


Может оказаться вредным все. Отдых в Крыму и вообще на Черноморском побережье. Кондитерские изделия с Украины, азербайджанские фрукты и овощи. Качество там действительно не слишком высокое, не европейское. Главное, чтобы эти запреты грамотно соединять с внешнеполитическими задачами России. А вот с Прибалтикой такие вещи не пройдут. После вступления в ЕС дело придется иметь не с Ригой или Таллином, а с Брюсселем.

Леонид Вардомский, руководитель Центра стран СНГ и Балтии

Страны, которые можно “наказать”, уже определились. Проблемы грозят продукции Грузии, Украины (например, сладостям), Молдавии и, возможно, Прибалтики. А вот в ряде стран Россия заинтересована и будет ввозить оттуда все, что угодно, даже если, скажем, азербайджанцам придет в голову ввозить мандарины, на 50% состоящие из нитратов. То же самое насчет туркменских товаров. Это отражение советского и постсоветского отношения к своим гражданам. Я давно не покупаю грузинские вина, потому что не считаю качественным вином то, что экспортируется из Грузии. Но власти о санитарных нормах вспоминают, только когда появляется политический мотив.

Михаил Погребинский, директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии

Я точно знаю, что будут запрещены грузинские рестораны. Во-первых, они, видимо, нарушают санитарные требования. Во-вторых, предлагают высококалорийную пищу, которая влияет на уровень ожирения россиян. В-третьих, могут продавать уже запрещенные грузинские вина и “Боржоми”. А если говорить без иронии, то, чтобы политике быть последовательной, проблемы должны возникнуть у алкогольных напитков – вина, водки, коньяка – с Украины, из Армении, Азербайджана, Узбекистана. Ведь это продукция такого же качества, как грузинская и молдавская. И там и там есть продукты качественные и не очень качественные. Нельзя запрещать страну – разве что запретить конкретного производителя.

Дмитрий Янин, председатель правления Конфедерации потребителей

В области продуктов питания и особенно лекарств злоупотреблений много. Действительно, во многих российских претензиях к товарам есть доля справедливости, на которую закрывали глаза, пока отношения были хороши. Но делать обратную зависимость – мол, как отношения испортятся, так жди претензий, неверно. Так, белорусские товары вряд ли разделят участь грузинских вин не только из-за политических мотивов, но потому, что белорусы производят хороший товар. Интересно и то, что качество одного и того же китайского товара, поставляемого в США и в Россию, разное. В первом случае оно выше. Поэтому в повышении требований есть рациональное зерно.

Олег Богомолов, почетный директор Института международных экономических и политических исследований