Финансовый ликбез


Замруководителя департамента защиты конкуренции на финансовых рынках Федеральной антимонопольной службы Юлию Бондареву эта инициатива порадовала: “Потребители в очередной раз задумаются, что нужно внимательнее читать договор, который подписываешь”. ФАС и сама изучала условия кредитования примерно в 100 банках весной 2004 г. и обнаружила, что реальная стоимость кредита гораздо выше декларируемых ставок (из-за комиссии за ведение счета и других платежей). Это вынудило ФАС и Центробанк выпустить рекомендации банкам по раскрытию условий кредитования граждан, включая реальную ставку. Но руководитель пресс-службы Альфа-банка Дмитрий Скибицкий сетует, что “многие не понимают условий, на которых берут потребкредиты”. Около 50% покупателей цифровой и мелкой бытовой техники в кредит и вовсе не читают договор, говорит Очир Манджиков, руководитель пресс-службы сотового дилера – группы компаний Divizion.

“Если вы вступаете в финансовые отношения с кредитной организацией или хотите стать соинвестором строительства жилого дома, внимательно изучайте условия договора, консультируйтесь со специалистами. Только при этих условиях вы значительно снизите возможные риски”, – призывает сограждан к бдительности компания ООО “Риома-М”, эксклюзивный партнер метрополитена по размещению радиоинформации. По словам гендиректора фирмы Елены Сладковой, реклама будет транслироваться на всех станциях метро “как минимум до конца года”. В день ее сможет услышать порядка 9 млн человек – столько граждан, по официальным данным метрополитена, пользуется его услугами.

В метрополитене от комментариев отказались. А сама Сладкова объясняет появление этого ролика тем, что к “Риома-М” стали поступать заказы на размещение рекламы с “заведомо ложной информацией”. “К примеру, некоторые компании предлагали ставки по кредитам на уровне 0% или 1% годовых, чего быть просто не может. Это и стало причиной появления этой рекламы”, – рассказывает Сладкова. Кроме того, от финансовых махинаций пострадала одна из сотрудниц фирмы, добавила она.

Проблема же с инвестициями в недвижимость еще серьезнее: по факту мошенничества и присвоения денег соинвесторов строительства жилья в Москве и области возбуждено около 40 уголовных дел по 199 объектам строительства, пострадали более 750 человек. “Такая реклама будет способствовать выстраиванию честных отношений между застройщиками и потенциальными покупателями”, – надеется заместитель генерального директора “КВ Инжиниринг” Виталий Виленский. Люди уже стали внимательнее относиться к документации и репутации застройщика, отмечает директор департамента жилой недвижимости группы компаний RIGroup Александр Винокуров.

Подобная реклама распространена во всем мире, говорит аналитик парижского офиса Standard & Poor’s Екатерина Трофимова, ведь повышать финансовую грамотность населения необходимо. Но председатель Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин настаивает, что нужна “широкомасштабная кампания”. Он вспоминает, что в 1999 г. рекламный ролик КонфОП со слоганом “В договоре нужно отслеживать не только цифры, но и буквы” крутили на телевидении около трех месяцев, но ожидаемого эффекта это не дало. Однако Алексей Белозеров, директор фонда “Народная инициатива”, уверен в том, что социальная реклама работает. Например, призыв “Твой звонок свяжет террористам руки” за год увеличил число звонков на горячую линию ФСБ с нуля до 3000 в сутки, утверждает он, а реклама “02: если где-то человек попал в беду” повысила количество звонков на этот номер в Москве втрое – до 60 000 обращений в сутки.