Экспорт зерна вырос на 70%


С 1 июля 2005 г. по 31 марта 2006 г. из России было экспортировано 9 млн т пшеницы, около 1,5 млн т ячменя и еще около 260 000 т продовольственного зерна в виде муки (180 000 т), говорит аналитик группы WJ Владимир Петриченко. Это на 67,7% больше, чем за тот же период 2004–2005 зернового года, соглашается ведущий аналитик Института конъюнктуры аграрного рынка Игорь Павенский.

Самой удачной для экспорта была первая половина сезона. Экспортеры успешно продавали пшеницу 4-го класса (продовольственную), ведь отечественное зерно было в среднем на $20 дешевле французского, объясняет Павенский. “Доля 4-го класса в валовом экспорте растет – это хорошая позиция, по которой мы конкурируем с французской мукомольной пшеницей. Видимо, с этим товаром мы уже закрепились на мировом рынке”, – считает Павенский. Правда, “хороший экспорт” удается, только если российское зерно оказывается дешевле французского на $10–15, замечает он. Более низкая цена не главный фактор успеха российского зерна, возражает Кирилл Подольский из “Югтранзитсервиса” (один из крупнейших экспортеров зерна). “Наше качество стабильно, мы отвоевали свою долю [мирового] рынка, и российская пшеница за свой выход на него уже заплатила”, – считает он. Помогла российским экспортерам и Украина: поставки продовольственной пшеницы оттуда в течение всего сезона шли с перебоями, напоминает Павенский.

Неплохо шел и экспорт муки, говорит Петриченко. К концу февраля на традиционные для них рынки – Грузии, Монголии, Украины и Молдавии – российские мукомолы поставили 180 000 т муки (260 000 т в пересчете на зерно), а к концу зернового сезона эта цифра дорастет до 350 000 т (в пересчете на зерно), подсчитывает аналитик. “Мощностей в приграничных регионах у нас в избытке, так что тут экспорту способствовала традиционная успешная менеджерская работа мукомолов”, – считает Петриченко.

Во второй половине зернового сезона экспорт таких удач не приносит, говорят аналитики. Внутренние цены пошли вверх еще в декабре, а в январе их разогрели экстремальные холода в европейской части России. В начале января тонна продовольственной пшеницы 3-го класса в центральной части страны стоила 3000 руб. Но поскольку в разных зернопроизводящих регионах выпало разное количество снега, по рынку поползли слухи о гибели до 30% озимых. Слухи перегрели внутренний рынок и затормозили экспорт, сетует Петриченко. В результате сейчас экспортеры работают почти в убыток. С конца марта из-за снижения внутреннего спроса цены пошли вниз, до 3700 руб. за тонну.

Но, несмотря на все сложности, к июлю общий объем экспорта составит 11,5–12 млн т, подсчитывают аналитики. А на текущей неделе с этой цифрой согласился Минсельхоз, до сих пор ожидавший, что российский экспорт не превысит 10 млн т. “Экспортный потенциал России по зерну составляет около 12 млн т”, – признался замминистра сельского хозяйства Сергей Митин. “Мы отгрузим еще 1 млн т, и 12 млн т – это не прогноз, а факт”, – говорит Подольский.