Льготу навязали


Замруководителя ФНС Михаил Мокрецов приказал своим подчиненным до 25 мая проверить семь металлургических заводов. В письме от 31 марта, которое имеется в распоряжении “Ведомостей”, Мокрецов предписывает Свердловскому и Московскому управлениям ФНС проверить Каменск-Уральский металлургический завод и Каменск-Уральский завод по обработке цветных металлов (входят в группу “Суал”), Уральский завод экспериментальных сплавов, НПФ “Металл-комплект”, сухоложский завод “Вторцветмет” (входит в холдинг УГМК), Завод точных сплавов и “Вторцветмет-М”. Проверить налоговики должны всю цепочку поставщиков заводов вплоть до пунктов сбора металлолома у граждан.

Причиной особого внимания ФНС к металлургам стал “системный отказ ломозаготовителей и ломопереработчиков от льготы по НДС”, объясняет сотрудник ФНС. С 1 января 2006 г. депутаты освободили операции с металлоломом от НДС. Необходимость этой льготы они объясняли тем, что небольшие фирмы, собирающие металлолом и перепродающие его, с помощью фирм-однодневок возмещают НДС из бюджета, не платя туда ни копейки. В результате государство ежегодно теряет не меньше $450 млн. А добросовестные компании сталкиваются с претензиями налоговиков: не найдя однодневок, скрывшихся с деньгами, инспекции отказывают в возврате НДС заводам-ломопереработчикам. Отмена НДС должна была лишить смысла операции по его незаконному возврату.

Но Налоговый кодекс оставил металлургам выбор – платить или не платить НДС, объясняет сотрудник ФНС. И ломопереработчики завалили инспекции заявлениями о том, что отказываются от льготы, рассказывает он, что показалось налоговикам очень подозрительным. “Отказ от льготы является признаком, повышающим вероятность риска недобросовестности налогоплательщика как участника схем незаконного возмещения НДС”, – считает замруководителя ФНС Татьяна Шевцова.

“У нас просто не было другого выхода [как платить НДС]: большинство наших партнеров и поставщиков работают с НДС, и, воспользовавшись льготой, мы просто выпали бы из производственной цепочки”, – говорит гендиректор сухоложского завода “Вторцветмет” Олег Мурашко. Иначе невозможно конкурировать с мошенниками, добавляет президент группы МАИР Виктор Макушин. Ломопереработчику, переставшему быть плательщиком НДС, пришлось бы снизить цену на сумму налога, в то время как конкуренты-мошенники будут по-прежнему получать от металлургических заводов полную цену, ничего не платя в бюджет, объясняет он: “Но, покупая лом с НДС, компания попадает под пристальный налоговый контроль”.

Единственно правильный выход из этой ситуации – сделать закон однозначным, а льготу обязательной, убежден замгендиректора подольского завода ВСМ Максим Ткач. Это создаст равные условия для всех предприятий отрасли и избавит их от излишнего давления со стороны госорганов, говорит он: “Как правило, проверкам подвергаются не мелкие кустарные компании, а крупные заводы”.

Сделать применение льготы обязательным хотели бы и налоговики. “Возможность платить налог по выбору сделала поправку бессмысленной с точки зрения борьбы с однодневками”, – сетует сотрудник ФНС.

Но руководитель налогового подкомитета Госдумы Наталья Бурыкина говорит, что депутаты пока не собираются переписывать закон: “Норма вступила в силу недавно, надо посмотреть, как она будет работать, и только потом принимать решение”. По ее словам, право выбора налогоплательщикам законодатели предоставили по просьбе самих металлургических заводов: им невыгодно покупать сырье без НДС, поскольку они потом не могут предъявить его к вычету. “Кто уверен в своих поставщиках – могут не пользоваться льготой, а лишняя проверка никому не повредит”, – рассуждает Бурыкина.