Признание ради иностранцев


Закон принят не был, но все же скрытные ранее банкиры все чаще стали рассказывать о своих долях в капиталах банков. Бенефициаров-физлиц объявили МДМ-банк (Андрей Мельниченко и Сергей Попов – по 50%), “Глобэкс” (Анатолий Мотылев – 98,9%), Промсвязьбанк (Дмитрий и Алексей Ананьевы в равных долях владеют 96,4%), Собинбанк (Андрей Серебрянников и Сергей Кириленко – по 27,7%), “Конверс Групп” (Владимир Антонов – 84%), банк “Возрождение” (Дмитрий Орлов – 38,4%), Бинбанк (Михаил Шишханов – 64,6%, Сулейман Керимов – 19,99%, Саит-Салам Гуцериев – 6,2%). Незадолго до продажи Импэксбанка Борис Иванишвили объявил, что банк принадлежит ему (67%) и его партнеру Виталию Малкину (33%). Около месяца назад полностью раскрыл владельцев Альфа-банк. В предварительном проспекте эмиссии его евробондов указывалось, что Михаил Фридман косвенно контролирует 36,1% акций Альфа-банка, Герман Хан – 23%, а Алексей Кузьмичев – 17,9%. Ранее президент Альфа-банка Петр Авен признал, что ему принадлежит 14% акций банка.

Пробизнесбанк до последнего времени называл своими акционерами пять ООО, а с этого года – одно: ООО “Аливикт” (90,7% акций). В официальных материалах банк указывал лишь, что 11,8% его акций контролирует президент банка Сергей Леонтьев. Однако вчера Пробизнесбанк разместил на своем сайте консолидированную финансовую отчетность за 2005 г., в которой назвал всех своих реальных владельцев.

Ими оказались четыре менеджера – как следует из отчетности банка, они являются бенефициарами 99,2% его акций. Контрольный пакет (50,8%) принадлежит, как и считали участники рынка, президенту Пробизнесбанка Сергею Леонтьеву. Еще около 20% владеет первый вице-президент Эльдар Бикмаев, 19,5% – председатель правления Александр Железняк, 8,9% – старший вице-президент Эдуард Пантелеев. В банке отказались от комментариев.

Раскрытие структуры собственности Пробизнесбанка эксперты связывают с предстоящим размещением 35% акций банка. На прошлой неделе стало известно, что он собирается привлечь в капитал иностранных инвесторов. Для этого будут выпущены дополнительные акции на 474,4 млн руб. по номиналу (это составит 35% уставного капитала), которые планируется разместить по закрытой подписке, – это решение акционеры Пробизнесбанка приняли на внеочередном собрании 13 апреля. Акции будут размещаться в пользу Merrill Lynch International и кипрской Renaissance Securities, входящей в группу “Ренессанс Капитал”. Источник, знакомый с условиями сделки, рассказал “Ведомостям”, что инвестбанки выступят агентами по продаже 35% акций Пробизнесбанка американским и европейским инвесторам. По словам источника, за этот пакет банк планирует выручить до $200 млн.

Очевидно, что банк сделал это, чтобы облегчить поиск инвесторов, уверена управляющий директор аналитической группы Vision Ольга Еременко, добавляя, что “участники рынка предполагали, что именно эти лица являлись конечными владельцами Пробизнесбанка”.

До последнего времени российские бизнесмены избегали признаваться во владении банками. Прошлой осенью, проанализировав раскрытие информации 30 крупнейшими российскими банками, аналитики S&P пришли к выводу, что дела обстоят из рук вон плохо: “Средний показатель раскрытия информации 10 крупнейшими банками мира (85%) почти вдвое выше, чем у российских коллег”. У крупнейших российских компаний, по данным рейтингового агентства Standard & Poor’s, прозрачность на 40% выше. Центробанк надеялся поправить дело, отбирая банки в систему страхования вкладов, – одним из условий для вступления в нее было раскрытие информации о собственниках – не наборе безликих ООО, а конечных владельцах. ЦБ предлагал даже законодательно обязать банки регулярно раскрывать своих собственников.

“Желающих полностью раскрыть структуру собственности не только регулятору, клиентам и партнерам, но и широкой общественности становится все больше”, – констатирует Еременко.

Впрочем, это только начало. Директор службы рейтингов корпоративного управления S&P Юлия Кочетыгова по-прежнему называет раскрытие бенефициарных владельцев российскими банками “лишь точечным явлением”. Это только мешает банкам, ограничивая их капитализацию, отмечает она: “Клиенты и инвесторы с большей охотой доверят средства банку, информация о владельцах которого публична”. Впрочем, желающих раскрыться будет больше, надеется Кочетыгова, “просто процесс этот не очень быстрый”.