Руины авангарда


Выставка в Манеже называется “Историческое и культурное наследие Москвы. Творческие свершения столицы”. Жанр ее народно-патриотический – достижения представлены с размахом: тут и новые поступления в московские художественные, литературные и военные музеи, и фотографии отреставрированных зданий, и картины, написанные московскими художниками, и новые книги о столице, и предметы из археологических раскопов, и мастера прямо в центре зала что-то пилят и строгают. Все это показывают на фоне огромного изображения храма Христа Спасителя. Видимо, этот храм, возведенный стараниями нынешнего московского мэра, по мнению организатора выставки – столичного комитета по культуре, и есть главный исторический памятник города, существующего восемь с половиной веков.

В Музее архитектуры серию выставок открыли к проходящей сейчас международной конференции “Heritage at Risk. Сохранение архитектуры ХХ века и всемирное наследие”. Тут все не так, как в Манеже, как говорится, прямо наоборот. Во-первых, здание музея – не новодел, а подлинная московская усадьба Талызиных XVIII в., где остались постройки еще на век старше. То есть это памятник архитектуры, и находится он в состоянии, давно требующем хотя бы капитального ремонта. Во-вторых, здесь показывают не достижения, а называют проблемы. Острейшая – сохранение памятников русского архитектурного авангарда. Их фотографии можно увидеть на выставке Ричарда Пэйра “Потерянный авангард”. Этот английский фотограф не поленился проехать по нашей стране, засняв разрушающиеся, но до сих пор впечатляющие простотой форм и красотой конструктивных решений здания.

Вторая выставка – “Репрессированная архитектура” – показывает фотографии памятников европейского архитектурного авангарда, давшего импульс развитию архитектуры ХХ в., в нынешнем их состоянии и такими, как они выглядели, когда были построены. Снимки помещены в небольшие стеклянные боксы, подчеркивающие ценность снятых объектов, в случае с московскими памятниками превратившихся сегодня в руины. Здесь же, в Музее архитектуры, показывают проекты московских сталинских высоток на выставке “Вавилонские башни коммунизма”.

Все эти московские выставки демонстрируют два отношения к проблеме сохранения исторического и культурного наследия. В Манеже показывают, что это вовсе и не проблема – новая копия утраченного памятника и есть ценность. В Музее архитектуры призывают заботиться о подлинниках. Естественно, второе отношение – единственно верное. В современном мире массового тиражирования и мифологизации истории именно аутентичные, подлинные исторические вещи в цене.

Вряд ли эта простая истина недоступна пониманию. Очевидно, что разрушающийся дом Наркомфина архитектора Моисея Гинзбурга, описанный в каждой книге по истории мировой архитектуры ХХ в., – ценность, а дом Мельникова в Кривоарбатском переулке – шедевр. Но возни с ними много: надо кропотливо реставрировать и находить на это средства. Гораздо выгоднее подождать, пока памятники русской архитектуры 20–30-х гг. прошлого века разрушатся сами, чем взять ответственность за их судьбу и найти способы их сохранения.