АНАТОМИЯ ЗДАНИЯ: Выйти из тени


Город зажигает огни

Свет применяется в ночном оформлении столицы давно. Еще в 1980 г. специалисты Москомархитектуры разработали генеральную схему архитектурного освещения Москвы, но в ней больше внимания уделялось освещению магистралей, а не общественных зданий.

По словам Николая Щепеткова, руководителя мастерской № 9 архитектурного освещения ГУП “Моспроект-3”, законодательства в области освещения зданий в темное время суток нет по сей день. Но есть нормы архитектурного освещения фасадов, которые регламентируют уровень освещенности. Также разработано руководство по проектированию архитектурного освещения, где изложены требования и методика решения светокомпозиционных задач. Главными критериями для отбора достойных быть освещенными являются градостроительная и историко-архитектурная роль любого здания.

В ноябре 1995 г. по инициативе Мосгосэкспертизы и Москомархитектуры было выпущено распоряжение мэра, которое обязывает заказчиков и проектировщиков предусматривать архитектурное освещение “для всех строящихся и реконструируемых объектов в центральной части и исторических зонах города, а также для объектов, имеющих важное градостроительное значение”. На базе этого распоряжения и было выпущено вышеуказанное методическое руководство. В первую очередь должны освещаться памятники архитектуры и объекты исторической застройки города, потом – памятники архитектуры и градостроительно значимые объекты на всей территории города. В то же время Щепетков отметил, что распоряжение в силу разных причин не везде и не всегда выполняется застройщиками, даже если раздел “Архитектурное освещение” включен в исходно-разрешительную документацию.

В генплане Москвы также есть разделы, посвященные комплексному благоустройству и дизайну городской среды, где архитектурному освещению столицы отведена далеко не второстепенная роль. Но градостроительный документ не дает ответа, кто будет выполнять работы и за какие средства.

Выделиться из общей массы

Грамотное освещение зданий имеет и эстетическое, и коммерческое значение. Борис Князев, генеральный директор Центра светодизайна (illuminator group), отметил, что свет – естественный и искусственный – может менять восприятие объекта. По его словам, на солнце и луну повлиять сложно, зато искусственный свет полностью в руках светодизайнера и с его помощью можно творить чудеса.

Андрей Возжов, архитектор проектов компании Forum Properties, рассказал, что современные приемы подсветки становятся в один ряд с такими инструментами архитектора, как работа с масштабом и пропорциями здания, формой и композицией объекта. За счет использования светофильтров можно каждый день полностью менять цвет объекта, ночью благодаря искусному освещению объект может выглядеть гораздо интереснее, чем днем, подчеркивает он. К примеру, если площадь фасада невелика и он не имеет характерных черт, то днем его трудно выделить, а ночью это проще сделать уже с помощью искусственного освещения.

Если офисное здание многоэтажное, днем оно является доминантой само по себе, но и вечером оно не должно исчезать в темноте. Благодаря архитектурному освещению здание может играть свою роль даже с большей эффективностью, соглашается Николай Щепетков.

Янис Жуков, директор департамента жилой недвижимости группы компаний RIGroup, подчеркнул, что помимо эстетического фактора освещение обеспечивает дополнительные маркетинговые преимущества, что влияет на стоимость объекта. “Интересное световое решение может привлечь дополнительное внимание как к самому зданию, так и к тем офисам, которые в нем расположены”, – подчеркивает он.

По словам Ирины Жаровой-Райт, управляющего партнера Nordblom Group, в коммерческой недвижимости удачный светодизайн – это один из секретов успешной сдачи в аренду бизнес-центра. “После грамотно выполненных работ по световому оформлению стоимость аренды может возрасти на 20–30%”, – говорит она. По данным специалистов департамента коммерческой недвижимости Blackwood, наружное освещение может весьма заметно повысить безопасность входов в здание и парковок и тем самым увеличить рыночную привлекательность.

“Чем выше класс здания, тем у заказчика больше желания подчеркнуть его статус фасадным освещением”, – говорит Николай Резвяков, начальник архитектурного отдела компании “КомСтрин”. Наталья Жаренова, начальник управления коммерческой недвижимости компании “Русский дом недвижимости”, добавляет, что красивое освещение офисного здания – это одна из имиджевых составляющих для фирмы, находящейся в нем. Чем компания солиднее, тем качественнее и “богаче” принято освещать ее офис. Так, по словам Марины Губановой, руководителя департамента управления нежилой недвижимостью “МИАН-Девелопмента”, офисные здания класса А подсвечивают практически всегда, а класса В – в зависимости от места расположения и пожелания застройщика. В административных зданиях старой постройки (класс С) архитектурное освещение применяется исключительно редко. Как правило, ночью лампочки горят разве что на фасаде у входа в здание.

Как рассказал Андрей Возжов, проект архитектурного освещения офисного комплекса класса А “Аврора Бизнес-парк”, арендаторами которого являются солидные международные и российские компании, разработан совместно компаниями “Попов и архитекторы” и Svezz Group. В офисном центре основной акцент был сделан на усилении выразительности объемно-пространственного решения, подчеркивалась структура каждого из зданий комплекса. Светом выделены оконные проемы, подчеркнут силуэт корпуса, выполненного с использованием сплошного остекления, подсвечен декор исторического здания.

Корпорация Mirax Group, реализующая грандиозный проект “Федерация” в “Сити”, заблаговременно побеспокоилась об архитектурно-художественном оформлении делового здания и подписала договор с Центром светодизайна об оказании комплекса услуг по организации, контролю, техническому и юридическому сопровождению проекта по созданию системы наружного и внутреннего освещения комплекса “Федерация”. При оценке представленных на тендер проектов одним из главных критериев будет использование инновационных технологий. “Нас интересуют проекты с применением светодиодов, – рассказывает Борис Князев. – Светодиод – источник света будущего. Через 3–5 лет большинство световых проектов будет осуществляться с применением этой технологии, и наша задача – сделать так, чтобы по истечении этого времени подсветка комплекса “Федерация” морально не устарела”.

Как сообщили в пресс-службе Mirax Group, обязательными требованиями к проекту подсветки делового комплекса “Федерация” являются удобство эксплуатации, максимальный срок службы, соответствие современным мировым стандартам энергосбережения, минимизация светового загрязнения и экологический контроль, эффективная оптимизация затрат в рамках всего жизненного цикла системы, включая затраты на установку, обслуживание и утилизацию системы.

Елена Кравцова, директор департамента офисной недвижимости холдинга “Капитал Груп”, отметила, что яркое световое оформление с целью выделить здание в ночное время требуется далеко не всем деловым зданиям. Значение имеет место, где оно расположено, а также архитектурное решение фасада. К примеру, в офисном комплексе Capital Tower, построенном “Капитал Груп” на Брестской улице, подсвечены только верхние этажи. “Это связано с тем, что в здании везде применено панорамное остекление. При таком решении фасада вечером свет

в окнах виден с улицы, поэтому в использовании дополнительного освещения всего здания просто не было смысла”, – подчеркивает она.

Николай Щепетков также согласен с тем, что степень интенсивности при световом оформлении здания находится в тесной зависимости от его места расположения. Одно дело – когда здание стоит на центральной площади, где рядом масса освещенных объектов и сама магистраль освещена довольно интенсивно, и совсем иная ситуация – когда бизнес-центр находится в слабоосвещенной зоне, где глаз адаптируется к темноте. В таком случае даже вредно превышать уровень освещенности, “так как объект превращается в бельмо на глазу”. По словам эксперта, все объекты в черте города разделены на три ранга – городского значения, районного значения и местного значения. В зависимости от того, к какому рангу относится здание, зависит степень его освещенности. “Нелепо и аляповато будет выглядеть ночная Москва, когда эта гармония нарушится”, – подчеркивает Щепетков.

С позиции светодизайнеров, опрошенных “Ведомостями”, главный принцип искусственного освещения – избирательность. Надо освещать достойные объекты, которых на периферии города мало. Другое немаловажное качество светодизайнера – это чувство вкуса. В центре больше “цветной” архитектуры (фасады зданий разнообразнее по цветовому решению), поэтому для освещения зданий здесь достаточно белого света, а на периферии, где господствуют серые панельные дома, нужен цветной свет. Доминантное значение общественных зданий на периферии усилится за счет использования не высокой яркости, а именно цветного света, рассуждают специалисты.

Наталья Жаренова добавила, что вывеска играет большую роль в привлечении внимания к офису компании, поэтому она не должна остаться без должного внимания. Кроме того, по мнению эксперта, необходимо подчеркнуть декоративные особенности здания, осветить необычный архитектурный дизайн.

Секреты архитектурного освещения

По словам Николая Щепеткова, архитектура постоянно стремится стать органичнее, ближе к природе. С традиционными материалами, такими как металл, бетон, кирпич, стекло, это сделать сложно, однако за счет использования света решить задачу гораздо проще. Природный свет живой, постоянно меняется. Искусственный – управляем, он имеет свои характеристики. Как рассказал Борис Князев, в архитектурном светодизайне существует множество подходов, приемов и секретов создания светового образа, способов расставить акценты, выделить какие-либо элементы.

Но в Москве наибольшее распространение получила пресловутая “локальная заливка”, когда прожекторы располагаются на самом здании. Это в первую очередь объясняется легкостью, с которой удается согласовать такой способ в различных инстанциях.

По мнению Князева, прежде всего необходимо позаботиться о том, чтобы подсвеченный объект визуально не распался на множество подсвеченных точек. Для этого необходимо общее освещение, создающее фон. Затем важно прорисовать силуэт здания, обычно при этом подсвечивают венчающие элементы. Кроме того, принято выделять тектонику (конструкции здания), для классических зданий это колонны, пилястры, карнизы, а для современных – конструктивные системы.

Игорь Галицын, генеральный директор Becar. Commercial Property, рассказал, что освещение зданий бывает статическое, когда в результате использования световых установок удается постоянно создавать требуемую картину, или динамическое, когда с помощью игры света картина меняется. Подсвечивают как плоскости фасадов, так и отдельные элементы.

Первые приборы для получения динамического света были установлены в Москве на здании Северного речного вокзала. С их помощью на шпиле здания, чтобы он ассоциировался с маяком, красный свет пульсировал и набирал яркость. Специальная установка вмонтирована и на парапете здания ГАИ на Садовом кольце, между пл. Маяковского и Самотекой. Там с помощью пяти групп прожекторов с тремя цветами света – красным, желтым и зеленым – цвета мягко переходят один в другой.

В определенной степени характер освещения фасада диктуют архитектурные особенности объекта. Например, в классических строениях часто освещают колонны или зону за колонами, чтобы подчеркнуть объем. По данным Blackwood, как правило, в первую очередь освещается входная группа, часто – свод под крышей. Это также создает эффект объема. Под сводом подсветка более яркая, свет направлен вниз, таким образом, до первых этажей здания доходит более мягкий разреженный свет.

Игорь Галицын подчеркнул, что чем выше класс здания, тем важнее первое впечатление, которое производит фасад. Световое оформление позволяет показать всю красоту замысла и качество отделочных материалов. С ним солидарна Марина Губанова. По ее словам, бизнес-центр “Северное сияние” на ул. Правды освещен равномерно по всему фасаду, дополнительно световое оформление получило каждое окно. Янис Жуков добавляет, что, если в здании есть атриум, его необходимо обыграть в свете.

Если у фирмы есть свой фирменный цвет, он используется и в освещении офиса. По словам Николая Щепеткова, запретов на цвета, применяемые в городском освещении, нет. Но должно быть чувство меры. “Цветовое оформление зависит от конкретной ситуации, к примеру, играют роль соседство с другим объектом, цвет фасада”, – говорит он.

По мнению экспертов, большое значение имеет то, на каком этапе реализуется проект освещения здания. Если здание уже существует, то здесь есть свои ограничения: можно ли расположить приборы, чтобы они днем не портили вид здания, проложить кабель так, чтобы его было удобно обслуживать. Если проектирование ведется для строящегося объекта, эти проблемы решить гораздо проще, особенно если налажен контакт с авторами архитектурного проекта. “К сожалению, до сих пор часто перед нами ставят задачу, когда проект уже выполнен, идет строительство, отделочные работы на фасаде закончены или почти закончены, – рассказывает Николай Щепетков. – Если здание оштукатурено, задача проще, так как стену можно проштробить и кабель спрятать. Хуже с вентилируемыми фасадами, при работе с ними не известно, что находится под этой облицовкой. Поэтому встает вопрос, как протянуть кабель, как крепить осветительный прибор”.

Эксперты солидарны: если здание имеет стеклянный фасад, освещать его снаружи прожекторным светом неэффективно, потому что стекло или пропускает свет в помещение, или отражает его в небо. Поэтому используются другие системы освещения. В частности, наиболее целесообразной является система наружного освещения, смонтированного внутри здания на подвесном потолке, над витражами или на подоконниках. Правда, система работает только в том случае, когда здание занимает фирма, которая сама и управляет процессом. В противном случае от такого проекта заказчики отказываются.

Николай Щепетков рассказал, что его мастерская разрабатывала несколько подобных проектов. Один из них – здание Центра им. Вс. Мейерхольда рядом со ст. м. “Менделеевская”. Но в процессе реализации застройщик от проекта отказался, потому что помещения арендаторам они сдают без отделки, в частности без подвесного потолка и подоконников, куда и должны по проекту устанавливаться приборы. “Каждый арендатор делает ремонт, как хочет, поэтому процесс становится неуправляемым”, – говорит он.

Свет и экономика

“Сама подсветка является частью архитектурной концепции здания, поэтому стоимость светового оформления варьируется в зависимости от сложности архитектуры”, – говорит Елена Кравцова. По словам Марины Губановой, это одна из самых незатратных статей в бюджете строительства здания. “Стоимость разработки проекта архитектурного освещения здания зависит от площади фасада и может колебаться от 200 000 руб. до 1 млн руб.”, – говорит Николай Щепетков. В Вlackwood пояснили, что бюджет проекта также зависит от типа подсветки, стоимости монтажа, цены используемых ламп и т. д. По словам Яниса Жукова, чем выше класс здания, тем более дорогие приборы и системы используются в его освещении.

Борис Князев рассказал, что архитектурное освещение небольшого здания может обойтись в сумму от $50 000 до $200 000, для крупных объектов цифра может доходить до $500 000, для особо крупных – перевалить за $1 млн. Бюджет, включающий в себя проектирование, согласование, поставку осветительных приборов и их монтаж, по подсчетам Андрея Возжова, в среднем может составить $22–25 за 1 кв. м освещаемого фасада.

Дополнительно предстоят расходы на эксплуатацию оборудования. Евгений Шлеменков, начальник службы эксплуатации компании “Новая площадь”, рассказал, что один раз в пять лет потребуется реконструкция установленной системы освещения, а по мере износа – замена ламп и арматуры. Цены на лампы достигают $100 за штуку, а за единицу арматуры придется заплатить около $300. Борис Князев отметил, что наиболее интересными с точки зрения эксплуатации являются светодиодные системы освещения, срок службы светодиодов настолько велик, что они не требуют замены.

Также следует учитывать высоту здания. “Если для замены ламп придется вызывать альпинистов, расходы увеличиваются”, – подчеркнул он. По словам Игоря Галицына, стоимость эксплуатации зависит от сложности системы: одно дело – протереть стекла светофильтров и поменять лампочки, а другое – перепрограммировать компьютеры управления динамической подсветкой. В среднем, по словам Николая Резвякова, расходы могут составить около 10% от стоимости установленного оборудования в год. По данным Becar. Commercial Property, это от $5000 до $20 000 в год.

Дело вкуса

Наталья Жаренова отметила удачное освещение комплекса офисных зданий Riverside Towers: “Он выглядит как настоящий остров”. Янис Жуков назвал комплекс зданий на Садовнической набережной, в частности штаб-квартиру Societe Generalе Vostok. По его словам, с помощью подсветки там удалось подчеркнуть особенности архитектуры. Борис Князев в числе хорошо подсвеченных зданий смог выделить только офисный комплекс “Башня-2000”. Николай Щепетков из реализованных проектов, разработанных его мастерской, интересным считает архитектурное освещение здания Центрального банка РФ на ул. Неглинной, которое было выполнено в процессе реконструкции. Комплекс зданий состоит из двух разновременных сооружений – малоэтажного здания XIX в. и высоченных корпусов, построенных в 20-х гг. прошлого века. “С помощью света удалось создать образ алмазного ларца в золотой шкатулке”, – говорит он.

Но эксперты в целом не удовлетворены качеством освещения деловых зданий в Москве. По их мнению, причина в том числе в отсутствии профессионально подготовленных кадров. “Освещение должно создавать грамотный архитектурный образ здания и подчеркивать индивидуальные особенности проекта, а не наводить ужас на жителей близлежащих домов и прохожих”, – говорит Ирина Жарова-Райт. Светодизайнеры считают, что зачастую не следует винить одно лишь освещение. Если архитектура здания неинтересна – панельная коробка без пластики, с плохим качеством строительства, – зачем ему делать освещение?

К тому же до сих пор проектирование архитектурного освещения отдельных зданий ведется без учета окружающей среды. “Необходимо разработать концепцию освещения улицы целиком, чтобы было ясно, какое здание № 1, какое – № 2 и т. д. независимо от хозяина объекта, просто по своей градостроительной исторической роли, – говорит Щепетков. – Иначе вряд ли освещение станет украшением города”.