ИНТЕРВЬЮ: Вячеслав Зайцев, президент и совладелец “Техносилы”


Компания “Техносила” одной из первых появилась на российском рынке и с тех пор не покидает тройку лидеров в торговле электроникой и бытовой техникой. Сейчас у нее появился хороший шанс потеснить конкурентов. “Техносила” готовит облигационный заем на 2 млрд руб., что позволит ей до 2008 г. увеличить число магазинов до 140, а оборот – в 4 раза, до $2,4 млн. Как будет развиваться конкуренция на рынке, каковы планы развития собственной сети, рассказал основатель “Техносилы” Вячеслав Зайцев.

– С чего все началось? Почему вы решили заняться этим бизнесом?

– Честно говоря, я никогда не думал, что стану предпринимателем. После окончания Московского государственного института геодезии и картографии в 1985 г. я попал по распределению в московский проектный институт “Мосгипротранс”. Там я работал пять лет в отделе станций и узлов. Сначала был инженером, потом меня повысили – присвоили категорию. Потом началась перестройка, и я понял, что необходимо оставить профессию и заняться чем-то другим. Тогда многие пытались зарабатывать торговлей. Вот и мы с братом решили заняться предпринимательством – продавали видеотехнику: телевизоры, видеомагнитофоны и камеры. Все закупали в России, сперва частным образом по нескольку штук. Постепенно пришли объемы. А в 1993 г. была создана компания “СВ”.

– Что значит “СВ”?

– Это аббревиатура имен акционеров. Я – Слава, второй акционер – мой брат Виктор. Вместе получилось “СВ”. Честно говоря, не знаю, почему мы остановились именно на этом названии, просто при регистрации нужно было за пару минут что-то придумать. Первый магазин мы открыли на ул. Монтажной, арендовали небольшую комнату, метров 20, на территории проходной управления механизации треста “СПЭМ”. Ассортимент состоял из нескольких моделей черной техники: телевизоры, видеомагнитофоны, видеокамеры. Постепенно раскрутились, в товарной линейке появилась белая техника: холодильники, стиральные машины, кухонные плиты. Сейчас у нас больше 22 000 товарных наименований практически от всех всемирно известных производителей электроники. Единый бренд “Техносила” появился в 1997 г. За первые шесть лет работы сети в столице открылось девять магазинов. В середине 1999 г. в сеть вошли также восемь магазинов нашего конкурента – компании “Диал Электроникс”. Могу сказать, что это была первая сделка M&A подобного уровня на рынке электроники и бытовой техники.

– Что представляет собой компания сейчас? Сколько магазинов и в каких регионах насчитывает ваша розничная сеть? Все ли магазины в собственности?

– В группу компаний “СВ” входят четыре компании, которые занимаются розничной продажей бытовой техники, ее дистрибуцией, оптовыми поставками и производством. Сегодня наша розничная сеть “Техносила” состоит из 57 магазинов, из них 25 – в Москве и Подмосковье. Сеть имеет магазины в Санкт-Петербурге, Самаре, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Тольятти и других городах. Общая площадь торговых объектов – более 117 000 кв. м, из которых 24% – в собственности торговой сети. В каждом регионе России, где мы присутствуем, мы имеем на аутсорсинге складские комплексы, в том числе несколько в Москве. Всего это порядка 52 000 кв. м на текущий месяц.

– Расскажите подробнее про собственную торговую марку.

– В сентябре 2003 г. мы создали собственную торговую марку Techno. Под этим брендом в Калининграде производится практически вся линейка бытовой техники. Комплектующие мы закупаем в Китае и других странах Восточной Азии. По нашим планам эта техника в ближайшие два года будет занимать примерно 10% от общего объема наших продаж.

– Каковы финансовые показатели компании за прошлый год? Динамика роста по сравнению с 2004 и 2003 гг.?

– Компания развивается очень динамично. Основные финансовые показатели таковы: в 2003 г. выручка от реализации составляла $361 млн, чистая прибыль – $26 млн, в 2004 г. нам удалось увеличить выручку на 40% – до $507 млн, прибыль – $28 млн. Прошлый год завершился с увеличением выручки на 18% – до $601 млн, чистая прибыль составила $30 млн. Это хороший показатель.

– В стратегическом плане развития “Техносилы” сказано, что до 2008 г. число магазинов сети увеличится до 140, а оборот – в 4 раза, до $2,4 млрд. Откуда такой рост, ведь свободных площадок практически нет?

– В планах “Техносилы” – увеличить долю рынка в первую очередь за счет регионального развития. Я говорю о настоящей региональной экспансии. В этом году мы планируем открыть 35 магазинов. Да, только до конца апреля будет открыто 10 или 11 магазинов. К тому же не секрет, что сейчас бурно развивается строительство торговых центров и каждому такому центру необходим магазин бытовой техники и электроники. Второй момент – это повышение выручки с 1 кв. м торговой площади. Сейчас этот показатель у нас в сети колеблется от $8000 до $10 000 в год. Так вот мы планируем его повысить на 30%. Сделано это будет за счет работы над ассортиментом, ценами и рекламой.

– Какую долю рынка вы хотите занять к 2008 г.?

– Нас бы устроило 10%. По данным Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК), общий объем российского рынка бытовой техники в 2005 г. составил $12 млрд. Сейчас “Эльдорадо” – бесспорный лидер: у них примерно 28%, “М.Видео” контролирует порядка 10%, у “Техносилы” пока 7–8%. Поживем – увидим.

– Фактические владельцы сети – Вячеслав и Виктор Зайцевы. Каковы доли в компании каждого из них? Есть ли сейчас сторонние акционеры?

– Это вопрос несколько интимный. Но вам скажу, что компанией владеем мы с братом на паритетных началах, сторонних акционеров нет.

– Какова была роль в компании Александра Зайонца, который с 1994 по 1998 г. работал вице-президентом “СВ Техносила”? Был ли он совладельцем? Кому досталась его доля после того, как Зайонц покинул компанию?

– Зайонц действительно входил в состав акционеров на заре становления компании. Нам показалось интересным привлечение энергичных людей, тогда и было принято такое решение. Когда он ушел из компании, его доля – 15% – была поделена между мною и братом.

– Компания развивается только на собственные средства или у вас есть финансовые партнеры?

– Пока мы не можем себе позволить развиваться только на собственные средства. Мы привлекаем кредиты. По состоянию на 1 января 2006 г. задолженность сети “Техносила” по банковским кредитам составляла $151 млн. Основными кредиторами являются Банк Москвы (32%), КБ “Петрокоммерц” (28%), банк “Зенит” (11%) и Альфа-банк (10%). Около 44% общей суммы кредитов предоставлено под обеспечение товаров в обороте, 45% – кредиты без обеспечения, 11% – под поручительство предприятия ГК “СВ” с последующим залогом.

– Не собираетесь привлекать средства через продажу части акций? Не вдохновил ли вас пример “Эльдорадо”, заключившего опцион с Dixons Group?

– Наша стратегия – выйти на публичный рынок в ближайшие 2–3 года. Сначала разместим около 10%, посмотрим, как пойдет, но могу сказать: речь может идти о размещении до 75% акций. С “Эльдорадо” пример брать не будем. Вообще-то сделка с Dixons Group не очень прозрачная. На мой взгляд, продать акции на открытом рынке гораздо выгоднее, чем просто привлечь инвестора.

– Скажите, на рынке действуют сети с примерно одинаковым ассортиментом – “М.Видео”, “Эльдорадо”, “Техносила”. А в чем между ними разница? За счет чего конкуренция?

– Различие состоит в нюансах. Ассортимент действительно у всех примерно одинаковый, просто для кого-то приоритетным является продажа техники низкого сегмента, а для кого-то – высокого. Возьмем для примера абстрактный телевизор диагональю 21 дюйм. Так, в “Эльдорадо” он будет стоить условно 4000 руб., у нас – 4500 руб., а в “М.Видео” – 6000 руб. Размер диагонали один и тот же, но производитель будет разный. Допустим, в “Эльдорадо” это будет Daewoo, у нас – Toshiba, а в “М.Видео” может оказаться уважаемый европейский производитель или японская Sony. В общем, “Техносила” выбрала золотую середину, позиционирует себя как сеть магазинов для среднего класса.

– Известно, что в 1996–1998 гг. группа “СВ” поставляла колоссальные объемы в регионы, а как сейчас обстоят дела у “Техносилы” как у крупного оптового оператора?

– Произошло то, что и должно было произойти, просто на первое место вышла розница. Дело в том, что наша компания постепенно становилась из оптовой розничной. Розница более стабильна, более доходна и прогнозируема. От опта мы отказываться не планируем, будем поддерживать на стабильном уровне в диапазоне $100–150 млн ежегодного оборота.

– “Техносила” планировала развиваться по франчайзингу и вроде был открыт какой-то магазин. Почему дело не пошло?

– Года два назад мы задумались о развитии по франчайзингу, но ничего так и не открыли. Главная проблема была в кадрах. Тогда мы не смогли найти специалиста, который квалифицированно смог бы взять на себя весь груз ответственности. Теперь пришло время еще раз серьезно задуматься над этой стратегией развития. Нам будут интересны все города с населением менее 100 000 человек в Подмосковье и менее 200 000–250 000 в российских регионах. Мы собрали целую команду опытных профессионалов, и они нацелены на результат. О конкретных планах говорить тяжело, одно могу сказать точно, что первые два франчайзинговых магазина появятся в мае в Нижневартовске и Воткинске. По крайней мере, приказ об этом я подписал на той неделе. Наш партнер получит бренд “Техносила”, технологию продаж, рекламную поддержку, к тому же мы подпишем договор на поставку товара. Про остальные условия франшизы (выплату роялти) говорить пока не готов.

– В последнее время “Техносила” активизировала рекламную кампанию. Сколько вы тратите на рекламу?

– В этом году мы рассчитываем потратить не менее 4% от оборота.

– Почему “Техносила” пошла по пути “Эльдорадо” и в последнее время стала позиционировать себя как жесткий дискаунтер? Хватит ли у компании “закупочной силы”, чтобы конкурировать с “Эльдорадо”?

– Мы не позиционируем себя как дискаунтер. Просто каждая компания периодически проводит распродажи. Вот и у нас распродажа идет последний раз за несколько месяцев. В нашей рекламе говорится, что у нас в данный момент низкие цены, на этом и сделан рекламный акцент. “Эльдорадо” дискаунтер не потому, что у них цены низкие, а потому, что их ассортимент сосредоточен в низком ценовом сегменте на недорогих брендах.

– Как вы считаете, российским сетям стоит бояться прихода на наш рынок западных специализированных сетей?

– Бояться их не стоит, а вот определенные опасения есть. В Восточной Европе западные сети часто вытесняют местных игроков. Мне тяжело сказать, когда, кто и под каким именно брендом выйдет. MediaMarkt, к примеру, владеет двумя брендами – MediaMarkt и Saturn, но какой появится первым, не известно. На рынке поговаривают, что решение открыть офис будет принято в этом году, вроде и персонал уже подбирают. Хотя это тоже ничего не значит – офис шведской IKEA появился в России за 10 лет до открытия первого магазина. Они могут себе позволить поизучать рынок. А нам всем придется лучше работать, чтобы устоять перед серьезным конкурентом. Придется перенимать опыт. Много лет я посещаю магазины MediaMarkt, Saturn, Dixons и другие в Европе и США. А с недавнего времени в такие поездки мы выезжаем вообще всем коммерческим отделом – смотрим, какие новые технологии появились в рознице, какие тенденции.

– Достаточно ли усилий было принято таможней и МВД для борьбы с серым импортом? Отразились ли усилия таможни и госорганов на “Техносиле”?

– Сложный вопрос. Не знаю, как оценить деятельность госорганов, поскольку их работа в данной области только началась. И термин “серый импорт” какой-то надуманный. Бывает либо белое, либо контрабанда. Одно могу сказать точно: очень немного компаний растаможивает товар вбелую. Мы не можем себе позволить какую-то серую растаможку – это неоправданный риск для владельцев большой сети магазинов. Всеми импортными поставками техники для торговой сети занимается компания “Трейд-СВ” в рамках приказа № 727 “О контроле таможенной стоимости отдельных видов товаров” от 28 июня 2004 г. По этому приказу российский импортер заключает прямой контракт с иностранным производителем товара и ввозит его на территорию РФ. Включение российского импортера в список организаций, осуществляющих ввоз товаров в рамках этого приказа, упрощает для него процедуру прохождения таможенного оформления. Все остальные позиции мы закупаем уже на территории России, например, с некоторыми производителями можно работать только через российские представительства – такова практика брендов Gillette и Braun.

– А для покупателя-то разница есть?

– Нет. Разница была несколько лет назад для автолюбителей, которые могли купить нерастаможенный автомобиль. Такой автомобиль попадал в компьютер, и его могли на дороге просто изъять. А за телевизором или холодильником к вам домой никто не придет.

– Какую роль играет на рынке российская бытовая техника? Каковы ее перспективы?

– С российскими производителями не все так просто. С одной стороны, многие иностранные компании перенесли собственные производства в Россию и теперь имеют конкурентные преимущества – низкую цену и известный бренд. Наши стараются не отставать. Например, холодильники “Бирюса” хорошо продаются в России, их опережают только Indesit, Ariston и Stinol, принадлежащие Indesit Company. Основную проблему российских производителей я вижу в том, что производитель сам должен вкладываться в рекламу, в продвижение собственного бренда, чтобы сделать себя привлекательным для ритейлера, который должен умудриться на них заработать. Процесс идет тяжело. Российская техника невыгодна по марже. Например, я знаю, что зарабатываю с холодильника 20% маржи – так на “Бирюсе” я больше 10% заработать не могу. Есть цена завода, и есть адекватная рыночная цена. И я цену поднять не могу, потому что тогда товар станет неконкурентным и его никто не купит.

– Недавно у “Техносилы” был арестован склад в подмосковных Котельниках. Что там произошло?

– События начались 11 апреля, когда отдел управления “К” МВД России начал проверку на территории складского комплекса электроники и бытовой техники “Белая дача Маркет”, где сейчас хранится наш товар. Следственные действия правоохранительные органы проводят в рамках уголовного дела по факту перемещения контрабандной продукции в адрес компании “ТУЭМ”. Уголовное дело, фигурантом которого является “ТУЭМ”, было возбуждено в апреле прошлого года. А мы заключили с ООО “Белая дача Маркет” договор ответственного хранения только 25 сентября 2005 г. На сегодняшний день милиция продолжает перепись товара, находящегося на складе, и проверку его документов. Ее интерес вызывает возможное наличие на складе товара компании “ТУЭМ”. К сети “Техносила” правоохранительные органы претензий не имеют. Уверен, что следственные действия на складе будут завершены уже в ближайшее время.