Супербанк у ТКБ


Пушкин не стал озвучивать сумму сделки, уточнив лишь, что акции ТКБ приобрел у физических лиц – акционеров банка. По данным Супербанка на начало года, 29,6% его акций было у ФАУФИ, 6,43% – “Амурнефтепродукта”, 15,6 % – у первого зампреда правления Алексея Бугреева, 8,3% – у предправления Екатерины Санаровой, 2% – у члена правления Андрея Рукина и еще 9,2% – у Евгения Черепанова. Связаться с руководством Супербанка в пятницу не удалось. А по словам источника, знакомого с условиями сделки, за контроль в Супербанке ТКБ заплатил порядка $700 000. “По сути ТКБ приобрел лицензию и отделения, а это не стоит более $ 1 млн”, – полагает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.

В 2003 г. тогда еще Министерство путей сообщения передало по распоряжению правительства 75% акций Транскредитбанка (ТКБ) Минимуществу. Впрочем, железнодорожники не скрывали намерений вернуть банк под свой контроль после того, как завершится реорганизация отрасли. Однако до сих пор “Российские железные дороги” так и не стали акционером банка.

Тем не менее финансы железнодорожников консолидируются в Транскредитбанке. Туда последовательно переводились счета региональных железных дорог. Пожалуй, наибольшие споры возникли с Октябрьской железной дорогой, обслуживавшейся в специально созданном для этого банке “Балтийский”. Одно время в РЖД рассматривалась идея развития “Балтийского” как альтернативы ТКБ, однако затем железнодорожники вышли из капитала этого банка, а свои счета перевели в петербургский филиал Транскредитбанка. “Счета всех 17 дорог будут обслуживаться в ТКБ”, – уверял вице-президент РЖД Федор Андреев.

На прошлой неделе Транскредитбанк сообщил о приобретении 51,1% акций благовещенского Супербанка. По словам президента ТКБ Сергея Пушкина, в этом банке обслуживается порядка 30 000 сотрудников РЖД по зарплатным проектам. “Это больше половины бизнеса всего Супербанка”, – говорит он.

“Поскольку Супербанк – скромный по размерам, в РЖД сочли высокими риски обслуживания в нем. Поэтому встал выбор: переводить счета из этого банка или договариваться о его приобретении ТКБ”, – объясняет Пушкин. И добавляет, что перейти на обслуживание в ТКБ было невозможно, поскольку в этом регионе филиалов у опорного банка РЖД нет. В РЖД эту информацию подтвердили, но от дополнительных комментариев воздержались.

По данным самого Супербанка, помимо головного офиса в Благовещенске у него еще восемь отделений в Амурской области. “Мы сочли, что купить контрольный пакет банка дешевле, чем открывать свои подразделения”, – объясняет решение ТКБ Пушкин. По его словам, открытие одного филиала обошлось бы ТКБ порядка $300 000.

По словам Пушкина, в дальнейшем ТКБ собирается приобрести и 29,6% акций, принадлежащих ФАУФИ, как только они будут выставлены на продажу. До этой сделки у ТКБ было четыре дочерних банка: Востокбизнесбанк обслуживает Дальневосточную железную дорогу, Читапромстройбанк – Забайкальскую, МеТраКомБанк – Северо-Кавказскую, а банк “Юго-Восток” – Юго-Восточную.

Других масштабных приобретений у ТКБ в ближайшее время не предвидится. Ведь такие покупки уменьшают капитал банка, объясняет Пушкин. На начало года показатель достаточности капитала (отношение капитала к активам, взвешенным с учетом риска) у ТКБ был наименьшим среди 30 крупнейших российских банков – 11%, вплотную приблизившись к минимально допустимому уровню. Но для сделки с Супербанком это не страшно, поскольку уплаченная за него сумма незначительна, уверяет Пушкин.

Налицо укрепление связей между банком и РЖД, что положительно сказывается на бизнесе ТКБ. Однако до сих пор нет ясности с судьбой госпакета акций этого банка, что сдерживает рост его капитальной базы и дальнейшее развитие, предупреждает аналитик парижского офиса Standard & Poor’s Екатерина Трофимова.