“Газпром” выкачивает газ из Exxon


Газпром”, не проявлявший поначалу интереса к сахалинским проектам, решил стать их участником пару лет назад. Правда, переговоры с Shell об обмене ее доли в “Сахалине-2” на долю в Заполярном месторождении затянулись, а “Роснефть” не захотела уступать газовикам долю в “Сахалине-1”. Однако “Газпром” разработал собственную “стратегию в сфере освоения ресурсов шельфа Сахалина”, которую совет директоров рассмотрит 27 апреля. Из документа следует, что “Газпром” хочет покупать у ExxonMobil весь добытый “Сахалином-1” газ, чтобы самому экспортировать это сырье в Китай и Корею. “Инвесторам обеспечивается приемлемая рентабельность, а принцип единого канала экспорта газа из России по газопроводам сохраняется”, – сказано в документе.

Российское законодательство не содержит прямого запрета экспортировать газ в обход “Газпрома”, но монополия всегда настаивала, что только она должна заниматься экспортом сырья – чтобы российский газ не конкурировал сам с собой на зарубежных рынках. И эта привилегия “Газпрома” закреплена в Энергетической стратегии России. Тем не менее топ-менеджеры концерна всегда оговаривались, что к сахалинским проектам СРП это не относится и “речи о том, чтобы вмешиваться в действующие соглашения, не идет”.

Нынешнее предложение в адрес Exxon “не противоречит условиям действующего СРП, поскольку не нарушается суверенное право акционеров проекта по распоряжению добытым газом”, говорится в документе. “Газпром” мог бы покупать сырье на скважине по схеме, аналогичной той, что принята с Wintershall по Уренгойскому месторождению (цена привязана к экспортной. – “Ведомости”), пояснил менеджер концерна. А в будущем “Газпром” хотел бы закупать газ и с остальных сахалинских проектов, кроме “Сахалина-2”, говорится в стратегии монополии.

Представители Exxon предложение “Газпрома” не комментируют, поясняя, что готовы рассматривать все варианты продажи газа. А чиновники разошлись в оценках. “Для американской компании это был бы лучший вариант”, – уверен чиновник, близкий к совету директоров монополии. Exxon может и не соглашаться на предложение, рассуждает он, а у “Сахалина-1” до сих пор нет ни газовой инфраструктуры, ни четких планов по экспорту газа. Но другой чиновник напоминает, что государство заинтересовано в скорейшей окупаемости “Сахалина-1”, а значит, в высокой рентабельности продаж. Крайне важно, чтобы Exxon продавала газ на рыночных условиях, согласен и аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров, ведь иначе убытки может понести государство. Эксперт напоминает, что доля государства в доходах от проекта СРП напрямую зависит от прибыли инвестора.

Впрочем, монополии еще предстоит договориться с другим участником “Сахалина-1” – госкомпанией “Роснефть”. Ей принадлежит газопровод Сахалин (Оха) – Комсомольск-на-Амуре, по которому сырье “Сахалина-1” поступает на материк, она же является соинвестором строительства трубы с Комсомольска-на-Амуре до Хабаровска (оператор – “Дальтрансгаз”). Как отмечается в материалах к совету директоров “Газпрома”, концерн хочет выкупить оба газопровода, продлить этот транспортный коридор до Владивостока и оттуда экспортировать газ в Корею и Китай.

“У нас нет никаких официальных предложений от “Газпрома”, но если поступят – будем рассматривать”, – прокомментировал эту информацию представитель “Роснефти”.