Квартальный


Фильм начинается с признания детектива Мозли (голос Уиллиса за кадром): “Я расскажу вам, как все случилось. Все, что вам говорят, неправда. Я пытался сделать хорошую вещь”. Режиссер Доннер тоже пытался сделать хорошую вещь, и у него почти получилось.

Мозли должен доставить из КПЗ в зал суда мелкого преступника, чтобы тот дал показания против коррумпированных полицейских. Которым такой свидетель, конечно, не нужен. Поэтому пройти с ним через 16 кварталов Нью-Йорка совсем непросто. Вот и весь сюжет.

Чтобы такое кино держало внимание хотя бы полтора часа (а “16 кварталов” идет почти два) нужны сильные характеры. Их три.

Первый, конечно, Уиллис: его герой Мозли – спивающийся мизантроп. Человек с помятым утомленным лицом, циничный пожилой детектив, которого поддерживает в жизни только бутылка виски. Ему наплевать на свою работу, на свидетеля, на себя и всех вокруг. Он убежден, что никто, ничто и никогда не меняется.

Второй – свидетель Эдди (Мос Деф), темнокожий парень с пухлой тетрадкой кулинарных рецептов под мышкой. То ли слабоумный, то ли блаженный. Он вечно что-то противно гундит. Рассказывает глупейшие истории, склонен к сентиментальности, верит, что все наладится и даже плохой человек, каким он считает и себя, может измениться.

Третий – Фрэнк (Дэвид Морс), бывший напарник Мозли, цепкий и жестокий полицейский, сделавший хорошую карьеру. Он отнюдь не злодей. Просто так устроен мир, что одним свидетелем должно стать меньше. И Фрэнк пытается по-дружески втолковать это Мозли после перестрелки с ним, спокойно меняя обойму в пистолете.

Пока Доннер не начинает объяснять, почему такой человек, как Мозли, решает вдруг защитить чужого ему человека, к тому же преступника, от своих коллег и друзей, “16 кварталов” остается очень неплохим фильмом. Детектив и свидетель пробираются по Нью-Йорку среди бела дня, как по полю сражения, через подвалы, крыши, многоквартирные дома, магазины и бары. Город снят здорово: жаркий, многолюдный, суетливый, очень обыденный и совсем не тот вечно киногеничный Нью-Йорк, к которому все привыкли. Этот город доканывает измученного и хмельного Мозли не меньше, чем болтовня Эдди и подручные Фрэнка, шныряющие по улицам.

Все хорошее кончается, когда Уиллис перестает играть человека, пошедшего против всех из какой-то странной вредности или бросившего вызов установленным правилам просто от безысходности. Это происходит примерно в середине фильма, как раз после того, как он записывает на диктофон фразу о том, что пытался сделать хорошую вещь. Герой, произнесший эти слова, по всем законам правильного боевика должен умереть. Во всяком случае, так было бы в 70-е, на которые режиссер, по нынешней моде, ориентировался. Но Доннер решил разбудить у своего героя совесть и веру в человечество. В результате вышло, что молодой зануда-оптимист лучше знает жизнь, чем видавший виды детектив-алкоголик. Это спасло героя Уиллиса, но едва не погубило фильм.