Миллиарды в товарных составах

С. Портер

Новая “дочка” РЖД, с условным названием Грузовая компания, может быть создана до конца года, а еще через год ее акции могут появиться на бирже, заявил вчера президент РЖД Владимир Якунин. Компания получит большую часть грузового парка РЖД, что обеспечит ей годовую выручку около $3 млрд, EBITDA – $1 млрд, а капитализацию – $6,5–9 млрд, заявил Якунин. $6,5 млрд будет стоить компания, созданная в этом году, и это “очень консервативный прогноз”, уточняет финансист РЖД. В будущем же году при благоприятной конъюнктуре новая компания будет стоить до $9 млрд.

Инвесторам РЖД рассчитывает продать до 49% акций Грузовой компании, выручив за них до $3 млрд, которые, по словам Якунина, потратит на обновление парка.

Эти расчеты в конце 2005 г. сделал Morgan Stanley, уточняют в РЖД. Исходя из них, Грузовая компания будет работать с 33% рентабельности по EBITDA. Другие российские перевозчики редко раскрывают свои показатели. Например, рентабельность по EBITDA “ММК-Транс” недотягивает и до 15%, указано в меморандуме к недавнему выпуску облигаций. Для железных дорог это вполне реально, замечает аналитик инвестбанка “Траст” Михаил Галкин. Зато сама РЖД показала высочайшую рентабельность – на уровне российских металлургических и нефтяных компаний, добавляет эксперт. Магнитка (капитализация $7,9 млрд) закончила 2005 г. с 28%-ной рентабельностью, “Новатэк” ($12,6 млрд) – с 63%-ной, но годом ранее у него получились те же 33%. В Morgan Stanley от комментариев воздержались.

Morgan Stanley считал доходы Грузовой компании, исходя из всего парка РЖД – около 630 000 вагонов, не учитывая, что в ходе реформы появятся еще несколько “дочек”, говорит сотрудник РЖД. Это “Трансконтейнер” (контейнерные перевозки), “Рефсервис” (рефрижераторные), а также перевозчики нефти, леса и автомобилей. Суммарная выручка Грузовой и этих “профильных” компаний должна составить 15% доходов РЖД от грузоперевозок ($15,5 млрд за девять месяцев 2005 г.). Это так называемая “вагонная составляющая” тарифа, оставшиеся 85% достанутся самой РЖД как владельцу путей и прочей инфраструктуры. EBITDA новой компании рассчитывалась по данным и прогнозам себестоимости грузоперевозок и проч. А капитализация – из сравнения с шестью железнодорожными перевозчиками, бумаги которых котируются на биржах. Это американские Burlington Northern, Union Pacific, Norfolk Southern, CSX Railways и канадские Canadian National и Canadian Pacific. В 2005 г. их капитализация превышала EBITDA в среднем в 8,2 раза, а средний прогноз на 2007 г. – 6,7.

Сравнение получается не в пользу Грузовой компании. Burlington Northern с почти втрое меньшим парком (220 000 вагонов) закончила 2005 г. с выручкой в $13 млрд. А ее капитализация в пятницу составляла $32,2 млрд. Американские железнодорожники не просто операторы вагонов, они владельцы железнодорожных путей, потому и работают совсем с другой эффективностью, поясняет директор департамента ФБК Игорь Николаев. А ведь Грузовая компания – главный актив, который достанется частным инвесторам в рамках реформы РЖД. “Разочарования от такой его стоимости нет, есть разочарование, что сама реформа изначально пошла по этому пути – самой крупной и доходной так и останется госкомпания РЖД, владелец инфраструктуры”, – констатирует Николаев. Но РЖД все равно может рассчитывать на $3 млрд от IPO новой “дочки”, считает Николаев: “Рынок перегрет, и на спекулятивном спросе такое возможно”.