Пятьдесят удовольствий


Это редкий для московской художественной жизни случай, когда на выставке куда ни посмотришь – везде шедевры, радость глазу и живописная магия. Можно встать между черно-белым, каким-то влажным “Балконом” Эдуарда Мане и пестрым, ярким и чувственным “Танцем в деревне” Огюста Ренуара и не понимать, на что же хочется дольше смотреть.

Вся выставка поместилась в одном, правда, большом зале. При этом картинам и скульптурам, по преимуществу камерным, в нем не тесно. Можно подойти близко к “Звездной ночи” Ван Гога и подивиться, какими грубыми, густыми, то ли детскими, то ли варварскими мазками она написана. А потом отойти подальше и увидеть глубину и гармонию этой картины не признанного при жизни гения. Но если от знаменитых полотен Мане, Моне, Ван Гога, Сезанна, Дега и Тулуз-Лотрека большое удовольствие было гарантировано, то французские реалисты и символисты могли оказаться ценной нагрузкой к бесценному праздничному подарку музея Орсе Третьяковке. Но и “Галатея” Густава Моро, и “Девушки на берегу” Пьера Пюви де Шаванна, и картины Милле, Коро, Редона оказались произведениями наивысшего живописного качества. Совсем не обязательно быть просвещенным в “измах” и искушенным, “насмотренным” зрителем, чтобы получить от них порцию радости.

Коллекция скульптуры тоже изысканно подобрана. Есть классический “Бронзовый век” Родена, и есть несколько небольших эскизных скульптурок танцовщиц Дега, очень выразительных, почти гротесковых. Монументальный Бурдель представлен относительно небольшими, но, безусловно, первоклассными произведениями.

Выставка хороша и в каждой частности, и как целое. Во-первых, Третьяковка тут выступила как хорошо воспитанный юбиляр и достойный партнер Орсе – экспозиция сделана красиво, пусть и избыточно торжественно. Во-вторых, все привезенные произведения относятся ко второй половине позапрошлого века, когда город Париж обрел тот облик и образ, с которыми он ассоциируется у миллионов туристов. Это буржуазный Париж, с его живописными перспективами, широкими проспектами, длинными бульварами, резными балконами, пышными клумбами и нескрываемой чувственностью. Он, как и привезенная коллекция картин из Орсе, кажется квинтэссенцией легендарного французского умения жить, наслаждаясь и чувствуя. И тут как раз к месту портрет Марселя Пруста Жака-Эмиля Бланша, как и портрет Поля Верлена Эжена Каррьера.

Музей Орсе – одно из самых посещаемых мест туристического Парижа. Но это не значит, что тем, кто побывал там, выставку в Третьяковке можно пропустить без сожаления. Некоторые из привезенных картин в парижской экспозиции легко и не заметить рядом с более знаменитыми соседями. А избранные для Москвы шедевры хорошо увидеть еще раз.

Выставка продлится до 17 июля, по четвергам она будет работать до 10 часов вечера. Единственное, что может омрачить ее просмотр, – толпа людей в зале. Так что советую идти в Третьяковку не в часы пик.