ВОПРОС ДНЯ: Укрепление рубля: выбор сделан?


Есть объективная тенденция на рынке, которой ЦБ и правительство просто не в силах противостоять. Они пытались, но это оказалось слишком дорого. Так что сильный рубль стал условием, на котором строятся планы. Наши исследования показывают, что уровень конкуренции не так высок, как кажется. Хорошо, если с импортом конкурирует треть предприятий. Для остальных это несущественная проблема. Куда острее стоит вопрос эффективности. В плане дополнительных стимулов для ее повышения сильный рубль был бы не вреден. Наконец, для всех предприятий важно не то, какой рубль, а важна ясность и стабильность тенденции. Им важно получить сигнал, что рубль точно будет укрепляться.

Андрей Яковлев, директор Института анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ

Денежные власти не столько перешли к политике крепкого рубля, сколько прекратили поддерживать заниженный обменный курс. Происходящее укрепление рубля улучшает условия для поставок российских товаров на внутренний рынок, увеличивая внутренний спрос и повышая долю в нем отечественной продукции. На внешнем рынке укрепление рубля не угрожает нашей конкурентоспособности благодаря рекордным ценам на сырьевые товары. Нельзя говорить о “голландской болезни”, если эпицентр торможения – нефтяная промышленность.

Евсей Гурвич, руководитель Экономической экспертной группы

Мне кажется, такой выбор был сделан еще в начале года, когда стало ясно, что инфляция выходит из-под контроля и при таких ценах на нефть и нынешней бюджетной политике ее иначе не удержать. Но негативное влияние укрепления преувеличивается. Отраслей, конкурирующих с иностранными, у нас не так много, а те, что есть, в основном успели модернизировать оборудование и выдерживают конкуренцию не только благодаря курсу рубля. Но укрепление – это сотни миллионов из карманов нефтяников и металлургов. Их лобби не допустит сильного изменения курса. А нынешние темпы укрепления на экономику особо не влияют.

Кирилл Тремасов, начальник аналитического управления Банка Москвы