Архитектор высоких достижений


Норман Фостер – мастер строить символы современной цивилизации. Его стеклянные башни – зримое воплощение хайтековской эстетики, достижений высоких технологий, мощи финансовых потоков и заоблачных амбиций заказчиков. Москва по части современной архитектуры остается гордой собой заштатной провинцией, мировых звезд – а Фостер из первых – привечать только начинает, серьезно строить пока никому не дает.

Похоже, что Фостер и тут будет первым, башню “Россия”, проект которой на выставке гордо блестит своими устремленными ввысь тремя крылами, планируют построить к I кварталу 2011 г. Главный архитектор Москвы Александр Кузьмин в беседе с корреспондентом “Ведомостей” выразил уверенность, что и построят, если, конечно, “с деньгами все будет в порядке”. И не только “Россию”, потому что, по его словам, к Фостеру “инвесторы уже в очередь выстраиваются”. Но пока выставка в Пушкинском – единственная возможность для москвичей приобщиться к высоким архитектурным достижениям.

Выставка рассчитана не на профессионалов, им все показанные здесь работы известны. Книги и журналы по современной архитектуре отражают фостеровские достижения в полном объеме – с чертежами, планами, разрезами и длинными описаниями выдающихся технических особенностей. В архитектурном Интернете работ Фостера и информации о нем тоже больше чем достаточно плюс исчерпывающий сайт компании Foster & Partners, строящей по всему миру высотные здания банков (эти соборы ХХ в., дырявящие небо храмы золотого тельца из стекла и стали), музеи, стадионы и аэропорты.

Основа экспозиции в Пушкинском – макеты. Очень красивые, искусно выполненные, они еле вместились в Белый парадный зал и зал напротив. На колоннаде демонстрируют архитектурные наброски маэстро и фотографии особо выразительных фрагментов его построек, где видны частности: красота конструкций, изящество линий, продуманность проектных составляющих. Плюс к этому на дисплеях фостеровские проекты вырастают в компьютерном великолепии.

Весь этот мощный выставочный архитектурный десант рассчитан на потребителя архитектуры, жителя мегаполисов. Ничего не скажешь, фостеровские макеты завершенной реконструкции Трафальгарской площади в Лондоне и запланированной реконструкции Малой Голландии в Санкт-Петербурге, давно построенного здания Шанхайского банка в Гонконге и недавно достроенной лондонской высотки компании Swiss Re производят впечатление. Но все равно, и ничего тут не поделаешь, макеты и фотографии не могут передать пространственных переживаний тех, кто в этой архитектуре находится. Макет реконструированного рейхстага, покрытого прозрачным куполом, – только напоминание об удивительном ощущении, когда стоишь перед этим символом новой Германии на мостовой и наблюдаешь, как люди, словно муравьи, цепочкой спускаются по прозрачной поверхности. И как бы красиво ни выглядел в макете и на фотографиях внутренний двор Британского музея, перекрытый ажурной стеклянной крышей, радость от льющегося сквозь него потока света можно почувствовать, только находясь внутри.

Достоинства фостеровской архитектуры в макетах теряются. В макетах его хайтековская архитектура выглядит слишком холодной и техничной – никакой яркой, понятной зрителю образности, никакой пышности и живописности. К тому же у московского зрителя нет навыка соотнесения макета с реальным зданием. Это когда строили Берлин, макеты новых кварталов демонстрировались в открытом для горожан, специально построенном павильоне, чтобы зрители привыкали.

Но это не проблема Фостера, это московская проблема. Стараниями организатора выставки – компании face:fashion архитектора встречали в Москве как кинозвезду – толпой репортеров, сообщениями во всех серьезных газетах и по всем главным телеканалам. Его расхваливали так, будто и нет на свете других, вровень ему архитекторов – Ричарда Роджерcа, Сантьяго Калатравы, Жана Нувеля, Ренцо Пьяно, Кристиана Портзампарка, Максимилиана Фуксуса, Сезара Пелли. Будто нет у современной архитектуры проблем и спроектированный Фостером Millenium bridge не закрывали на перестройку сразу после открытия. Так, будто современная архитектура – произведения гения-одиночки, а не сумма достижений новых технологий, общественного согласия, осмысленных действий и ответственности муниципальных властей. Фостер, конечно, хорош, но, может быть, мы еще не готовы к его шестисотметровой “России”?