Голые патриотки


“Миссис Хендерсон” – история эксцентричной аристократки-вдовы, какие встречаются только на английских просторах, где чопорность и оригинальность неотделимы друг от друга, а также менеджера ее театра, в коем вдова прозорливо распознает затаившегося еврея (приятно, что его фамилия – Ван Дамм), и собственно их театра “Уиндмилл” (Windmill), созданного незадолго до того, как Гитлер начал бомбардировки Лондона.

История основана на фактах. И миссис Хендерсон, которую изобразила Джуди Денч, и Вивиан Ван Дамм, которого сыграл британский Олег Табаков Боб Хоскинс, существовали в действительности. Что до театра Windmill, то первый фильм о нем появился еще в патриотическом 1945-м – Tonight and Every Night с Ритой Хейуорт. Не видев его, не могу и предположить, как в нем (в годы, когда скромность почиталась добродетелью) был изображен этот самый Windmill. Потому что театр был необычным. Видимо, его судьбу определило название – по-нашему “Ветряная мельница”. Потому что когда вдова Хендерсон купила его и решила устроить там варьете, то постепенно пришла к совсем уже шокирующей для своего окружения идее использовать опыт другого театра с мельницей в названии – парижского Moulin Rouge.

Ничего подобного в Лондоне не было – это сейчас вам подадут там стриптиз как нигде. Получить цензурное разрешение было невозможно. Но миссис Хендерсон хлопала по плечу самого лорд-канцлера Чемберлена. И тот сломался, выставив единственное условие – чтобы девушки не двигались, изображая только живые картины: в момент захвата Гитлером Парижа театр, естественно, показал “Свободу на баррикадах”.

Воссоздать на экране столь стародавние времена, какими являются 1930–1940-е, позвали спеца – Стивена Фрирза, который в другие стародавние времена (1980-е) считался актуальным английским режиссером и, несмотря на разницу стилей и тем, упоминался в критических статьях через запятую после Питера Гринуэя. Фрирз доказал умение взаимодействовать с прошлым в знаменитой экранизации “Опасных связей” и менее знаменитой экранизации альтернативной версии “Странной истории д-ра Джекиля и м-ра Хайда” под названием “Мэри Рейли”.

Фрирз сделал то, что и должен был. В фильме есть атмосфера времени: “Миссис Хендерсон” – по замыслу создателей – повествует о финале эпохи наивности.

У фильма особый жанр: он напоминает о простоватых комедиях времен Золотого века Голливуда, но в то же время об особом типе комедий по-британски и сочетает мелодраму с мюзиклом (с поправкой на то, что в мюзикле песня – продолжение действия, а в “Миссис Хендерсон” – только те песни, которые звучат со сцены театра Windmill в момент спектаклей).

В нем есть смешные эпизоды. Тот, когда девушки раздеваются впервые, – для их ободрения раздевается весь театральный штат во главе с менеджером Ван Даммом. Или тот, в котором зрители “Уиндмилла”, чтобы голые девушки перестали изображать статуи и забегали, выпускают на сцену мышь. Особенно забавно, что мышь-то, как тут же выясняется, через подставных вводил в действие сам менеджер театра – чтобы еще сильнее распалить зрителей и гарантировать аншлаги. Образец юмора в диалогах (менеджер – девушкам, ободряя их на обнаженку): “Вы как Венера Милосская, Мона Лиза!” – “Но Мона Лиза была одета!” – “Ну, когда одета, когда раздета...”

Неожидан поворот, что в годы военных бомбардировок театр остается единственным действующим в Лондоне и, благодаря формам своих актрис, начинает играть важную патриотическую роль, вдохновляя юных солдат, отправляющихся на фронт.

Сюжет – оригинальный. Персонажи – необычные. Жанр – незатасканный. Девушки... Про их качества мы уже сказали.

Одного жаль: фильм, вы не поверите, редкостно посредственный.