ОБРАЗОВАНИЕ: Наши университеты


В связи с реализацией нацпроекта “Доступное образование” обсуждается вопрос о так называемых эталонных вузах, или национальных университетах, на создание которых пойдут значительные государственные средства.

Президент РФ определил качество современного образования как сочетание доступности и конкурентоспособности. С одной стороны, высшее образование сегодня более чем доступно: благодаря резкому увеличению за последние 15 лет числа вузов по стране оно практически превратилось во всеобщее. Но всеобуч – это не гарантия качества. Доступность, которая заявлена как цель в нацпроекте, предполагает не просто гарантированное поступление и обучение в вузе, а возможность получить доступ к современным образовательным программам и технологиям, открывающим дорогу к настоящему профессионализму и компетентности. Продолжением такого понимания доступности является заложенная в нацпроект трактовка конкурентоспособности. Она означает открытость и включенность национальной высшей школы в мировой образовательный процесс, встроенность в систему профессиональных, научных, образовательных связей и контактов.

Флагманами этого движения должны стать два национальных университета, которые будут созданы в Ростове-на-Дону и Красноярске. С самого начала идея национальных университетов вызвала вопрос – зачем создавать что-то совершенно новое, если в стране есть несколько признанных центров высшей школы, которые занимают прочную нишу в мировом высшем образовании и имеют хорошую репутацию? Не грешит ли нацпроект в этой части абстрактным прогрессизмом – “новое ради нового”?

Наши звездные университеты на протяжении долгих лет пользовались государственной поддержкой и будут пользоваться ею дальше. Они уже стали сосредоточением социокультурных, образовательных, экономических связей, которые необходимо поддерживать и оптимизировать. Но одновременно в стране явно недостаточно региональных центров притяжения для выпускников школ, которые были бы не просто местом выдачи “филиальных” дипломов, но служили бы реальным источником специалистов, на которых есть спрос.

В советское время многие региональные вузы создавались по отраслевому принципу – ближе к месту средоточия производственных мощностей. Сегодня, когда многие из бывших производств утеряны или потеряли свою значимость, основная задача – зарядить российское экономическое пространство новой производственной и технологической философией. Это философия наукоемкого производства, производства высоких технологий, неразрывного научно-инновационного цикла. Это стратегическая задача, и национальные университеты призваны ее решать.

Кроме того, два первых национальных университета – на юге России и в Сибири – создаются не с нуля, они объединят несколько вузов. Это тоже вызывает вопросы, в основном у “ректорской фронды”. Зачем укрупнять, когда сегодня востребованы совершенно иные образовательные технологии – семинарские, кейсовые занятия с небольшими группами студентов, дающие простор для интерактива и практики? Но то, что в национальных университетах будет учиться около 30 000 студентов, должно скорее стимулировать поиск и внедрение различных образовательных технологий, чем тормозить их. При таком объединении междисциплинарные и межпредметные границы перестанут быть непроходимыми. Гибкость специализации, возможность выбора из многочисленных курсов должны стать залогом новаторства, инновационной заряженности научных исследований. Гарантией от поточного метода должно стать и то, что студенты должны быть органичной частью научно-исследовательского процесса, а научные программы, группы, команды – это “штучные”, не массовые объединения, приборы тонкой психологической настройки.

Эталонными национальные университеты являются еще и потому, что на их площадке будут отрабатываться важные механизмы партнерства бизнеса и государства в образовании и науке. Представители бизнеса войдут в попечительские советы университетов. С их помощью будет контролироваться и направляться социальный заказ на выпуск специалистов, осуществляться инвестирование в будущие трудовые кадры через грантовые и стипендиальные программы, создаваться новые научно-производственные площадки.

Существует еще целый ряд вопросов, ответы на которые даст только практика. Поддерживая несколько эталонных вузов, легко увеличить разрыв между успешными и неуспешными учебными заведениями. Это болезненный вопрос для современной высшей школы – как поделить средства и внимание государства и бизнеса, кто больше нуждается в поддержке – передовики или отстающие? В первые национальные университеты объединятся разные вузы, с разными стартовыми образовательными возможностями и наработками. Многие противоречия сгладятся, а другие, напротив, станут более явными. Сегодня очевидно одно – поддержки заслуживают те руководители и институты, которые стремятся к позитивным изменениям.