Защищаться не умеют


Закон “О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров” был принят в конце 2003 г. Он разрешает отечественным компаниям обращаться в Минэкономразвития, если резко возрастает импорт какого-либо товара, если продукция поставляется по демпинговым ценам или ее производство субсидируется. Чиновники должны провести расследование, и, если импорт наносит ущерб отрасли, правительство вводит защитные меры.

Но с тех пор Россия ввела всего семь таких барьеров, рассказывает директор департамента Минэкономразвития Галина Баландина. Первую специальную пошлину на подшипники в размере 0,35 евро за 1 кг на три года правительство установило почти сразу после принятия закона. В 2005 г. были введены трехлетние защитные пошлины на дрожжи, украинские швеллеры (металлическая деталь для строительства) и трехфазные асинхронные электродвигатели, тоже с Украины. В 2006 г. работа пошла интенсивнее – правительство установило на пять лет пошлины в 8,9–55,3% на некоторые виды украинских труб, а также на прутки для железобетонной арматуры, производимые на Украине. А в отношении электрических лампочек были введены страновые квоты. Еще шесть расследований Минэкономразвития ведет – его объектами стали цианистый натрий, хлористый аммоний и сернистый ангидрид, белорусский сахар, украинские ферромарганец и машиностроительный крепеж.

Конкуренты российских экспортеров защищаются куда активней. Против них установлено 110 защитных мер в 18 странах, отмечается в очередном докладе Минэкономразвития о социально-экономическом развитии. Начаты еще 15 антидемпинговых расследований в отношении товаров из России. Так, Еврокомиссия уже вынесла предварительное решение об установлении пошлин в 24–36% на российские трубы (переговоры еще продолжаются).

Российские производители не умеют отстаивать свои интересы, сетует Баландина. Большинство из них просто не в курсе своих возможностей, а если и знают о них, то пугаются сложной процедуры введения защитных мер. Это подвигло Минэкономразвития заняться подготовкой плана пропагандистской работы: чиновники собираются рассказать бизнесу, что могут защитить их интересы.

Кроме знаний российским компаниям не хватает навыков организации, считает председатель “Союзроссахара” Андрей Чернышев. Ведь нужны веские доводы, чтобы убедить Минэкономразвития: импорт наносит ущерб российским производителям. “Союзроссахар” больше полугода назад инициировал расследование против белорусских производителей. “Механизм [защиты интересов] создан, а процедура расследований, хотя сложная и строгая, но эффективная”, – говорит Чернышев. К сентябрю “Союзроссахар” ждет решения правительства в свою пользу. А компания “В.А.В.С.”, производящая около 75% российских лампочек, полтора года убеждала чиновников в том, что китайский импорт, “низкопробный и дешевый”, который за два года вырос в 98 раз, уничтожает всю отрасль, рассказывает сотрудник “В.А.В.С.”. В результате месяц назад правительство решило квотировать ввоз половины годового потребления лампочек и китайцам досталось меньше 10% от общей квоты. Цены на импортные лампочки резко выросли. “Очень сложная работа, 40 чиновников было задействовано, но они готовы к сотрудничеству, нужно только уметь убедить их”, – делится впечатлениями сотрудник “В.А.В.С.”. Впрочем, от неумения производителей защищаться потребителям только лучше: через три недели после выхода постановления “В.А.В.С.” повысила цены на 25%.

Пропаганда антидемпинговых расследований в отношении торговых партнеров не противоречит стремлению России вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО), отмечает главный экономист Deutsche UFG Ярослав Лисоволик. Просто, когда мы станем членами ВТО, страны, против которых Россия установила защитные меры, смогут обратиться в орган урегулирования споров ВТО, а он может провести собственное расследование. Такой же инструмент будет и у российских компаний .