Автомобиль по кредитке


По данным автодилеров, сейчас каждый третий автомобиль покупается в кредит. Чтобы привлечь новых клиентов, банки совместно с автосалонами или автопроизводителями предлагают льготные условия займов, например с пониженной или нулевой кредитной ставкой.

Но согласно Налоговому кодексу, взяв кредит со ставкой менее 9% в валюте или 3?4 ставки рефинансирования ЦБ в рублях (она с декабря 2005 г. равна 12% годовых), заемщик получает материальную выгоду, с которой необходимо уплатить налог.

Чтобы избежать налогообложения, банки и автодилеры используют различные уловки. Например, в договоре кредитования указывают ставку 9% годовых, а “разницу между суммами реальных и прописанных в договоре процентов дотирует производитель или салон”, рассказывает директор департамента продаж розничных банковских продуктов банка “Абсолют” Эмиль Юсупов.

Для беспроцентных займов чаще применяют рассрочку. Клиент заключает с автосалоном договор купли-продажи с рассрочкой платежа, а банк покупает (как правило, со скидкой) право требования этого долга у салона и заключает договор залога с клиентом. “Кредитный договор с клиентом ни банком, ни салоном не заключается, поэтому платить налог не приходится”, – объясняет начальник департамента розничного бизнеса банка “Зенит” Алексей Розоренов. Такие кредитные продукты сейчас есть, в частности, у Росевробанка, МДМ-банка, банков “Зенит” и “Союз”.

Поэтому “льготные” автокредиты обычно предлагаются покупателям определенной марки или даже конкретной модели автомобиля.

Другие правила

Но в апреле этого года в банке “Авангард” придумали новую схему предоставления автокредита на льготных для клиента условиях. Она позволяет сделать покупку в кредит в любом автосалоне без привязки к марке и модели машины. Для этого приспособили кредитные карты с grace-period – льготным периодом кредитования. Как рассказал зампред правления банка “Авангард” Валерий Торхов, формально продукт называется “кредитная карта под залог транспортного средства”, но для клиента это кредит на покупку машины. Заемщик выбирает автомобиль, дает банку поручение перевести деньги за счет одобренного кредита дилеру, заключает договор залога автомобиля и получает кредитку с grace-period с задолженностью по счету, равной ссуженной банком сумме. Задолженность гасится клиентом ежемесячно по графику платежей. “В договоре указана кредитная ставка 12% годовых в валюте, но по его условиям банк не взимает проценты, если клиент в течение grace-period (а он составляет 30 дней) вносит очередной платеж”, – делится know-how Торхов. Если платеж задержится хотя бы на день, банк начислит проценты из расчета 12% годовых на остаток долга за каждый день пользования кредитом с момента просрочки очередного платежа, а также штраф: 1% от суммы просрочки. Но как только сам платеж, проценты и штраф будут уплачены, льготные условия кредитования восстанавливаются.

Сейчас “Авангард” предлагает по этой схеме беспроцентные автокредиты с первоначальным взносом 30–50% и ссуды под 5,5% без первоначального взноса. Причем по кредитам без первоначального взноса плата в размере 5,5% годовых представлена в форме комиссии за учет ссудной задолженности. “Для клиентов это плата за пользование кредитом”, – говорит Торхов.

Зри в корень

Банкиры признают оригинальность новой схемы. Но начальник управления автокредитования МДМ-банка Елена Бушнякова считает, что налоговые последствия для клиента неоднозначны. Если налоговые органы признают кредитный договор не соответствующим действительной сути сделки, клиенту, возможно, придется уплатить налог, опасается она. В целом, по мнению Бушняковой, схема с беспроцентной рассрочкой гораздо более понятна и прозрачна и для клиентов.

“Grace-period обычно работает, если погашен весь долг, а выплата части долга от начисления процентов не освобождает”, – ставит под сомнение схему “Авангарда” директор департамента розничного бизнеса Банка Москвы Роман Воробьев.

Юсупов из банка “Абсолют” предупреждает, что клиенту и в этой схеме наверняка придется уплатить дополнительные комиссии. И действительно, разовая комиссия “Авангарда” за выпуск и обслуживание кредитной карты Visa Electron составляет $150. Кроме того, заемщику придется застраховать не только машину, как по любой кредитной программе, но и свою жизнь от несчастного случая (0,99% от суммы кредита в год).

Банки предполагают, что такой кредит обойдется клиенту не дешевле, чем обычная классическая программа автокредитования. Эффективная ставка по авангардовскому беспроцентному кредиту (с учетом всех комиссий и страхования), по расчетам Торхова, составит 10–12% годовых в валюте даже при условии “попадания в grace-period”. Этот показатель соответствует среднерыночным показателям, замечает Розоренов из банка “Зенит”.

Пользоваться займом “Авангарда” лучше тем людям, которые не страдают забывчивостью. Эксперты отмечают, что малейшее нарушение графика платежей по такому кредиту мгновенно взвинтит его стоимость. “Ведь штрафы за просрочку платежа по картам с grace-period гораздо выше, чем по обычному кредиту”, – подчеркивает Бушнякова.