Приглашение в пещеру


Именно это, наверное, стоит назвать настоящей мудростью – умение точно дозировать усилие и ясно понимать, что за какие-то задачи браться уже не нужно: тот факт, что в свои 88 лет Юрий Петрович Любимов поставил такой простой и ладный спектакль, заслуживает не лицемерных восторгов или корректных сожалений о том, что время властно и над великими, а лишь действительно глубокого уважения.

“Антигона”, поставленная на Таганке, – вещь ничуть не грандиозная, но во всех отношениях соразмерная. В ней есть слегка ироничный эстетизм: нарисованные Рустамом Хамдамовым стилизованные античные костюмы (в которых, например, головные уборы героинь напоминают о гипсовых статуях) или придуманная самим Любимовым сценическая конструкция из вращающихся стеклянных панелей, задающих ритм движения хора. И есть открытая патетика – положенные на музыку Владимира Мартынова фрагменты из библейской “Песни песней”, которые нужны Любимову для того, чтобы подчеркнуть довольно неожиданную вещь: трактовка главного конфликта трагедии его едва ли занимает. История о том, как дочь Эдипа Антигона нарушила волю фиванского правителя Креонта, свершив погребальный обряд над телом убитого брата, по версии сегодняшней Таганки не нуждается ни в социальных, ни в метафизических оправданиях. Потому что, как ни поверни этот идейный спор, он приводит к одному и тому же результату – гибели не познавшей радостей брака и материнства Антигоны и влюбленного в нее сына Креонта.

Для этой мысли и впрямь довольно часа с небольшим. Но если вспомнить, что человек, проговоривший ее на исходе девятого десятка, в общественном сознании до сих пор остается фрондером, который с чем-нибудь боролся всю сознательную жизнь, то “Антигона” вряд ли будет казаться только очередной демонстрацией любимовского мастерства и отменной формы сегодняшней труппы Таганки. Когда в финале на сцене возникает образ платоновской пещеры, в которой люди обречены воспринимать реальность лишь в виде теней на стене, понимаешь разом и то, зачем перед началом зрителей с таким трудом рассаживали именно в темноте, и то, сколько сил потребуется Юрию Петровичу Любимову, чтобы поставить свой следующий спектакль. Который он, как обычно, выпустит через год, в конце апреля.