Проект “Б”: Юпитер, ты сердишься


То, что градус полемики вокруг поставок газа и нефти из России в Европу нарастает, неудивительно: чем цена выше, тем споры горячее. Удивительно то, что уровень эмоций в ней задают российские реплики. Владимир Путин, Алексей Миллер и вот теперь Александр Медведев один за другим пытаются подпустить в голос стали – и ни у кого не получается. Кто слышал Медведева на российском форуме в Лондоне, подтвердит: в голосе опять сквозила не сталь, а плохо подавляемое раздражение и личная обида.

Удивительно это оттого, что руководству “Газпрома” и России (что, в общем, одно и то же) вроде бы не с чего волноваться. По сути, поведение “Газпрома” укладывается в рыночную логику: цены на газ следуют за ценами на нефть, контракты выполняются, политическое субсидирование поставок соседским режимам исчезает, а международные компании в ближайшее время будут неизбежно приглашены к разработкам российских газовых залежей – неизбежно, потому что в одиночку “Газпром” попросту не поднимет ни Штокмановское, ни Южнорусское месторождение. И в результате поставки российского монополиста так или иначе будут диверсифицированы – не столько из-за трубы в Китай, сколько из-за проектов по сжижению газа. Не этого ли западные партнеры до сих пор требовали от “Газпрома”?

О силе позиции в споре можно судить по качеству аргументов. Последние забавные идеи европейских политиков о “союзе потребителей энергии” или призыв Джорджа Сороса бойкотировать IPO “Роснефти” ради этических принципов (в свое время он топил британский фунт, видимо, исключительно из соображений морали) свидетельствуют: большинство козырей на руках у России.

Но этого никак не скажешь, глядя на публичное поведение “Газпрома” и Кремля. Уже в который раз российское руководство, имея перевес по сути, проигрывает на поле PR. Когда мужчины в ушанках заворачивают вентили в прямом эфире или когда владельцами миллиардного бизнеса по перепродаже газа объявляются два малоизвестных украинских бизнесмена, рыночных аргументов никто не слушает – поскольку не верит.

Если окружающие не слышат твоих резонов, а слышат лишь рассерженный тон, значит, PR-война катится к проигрышу. “Юпитер, ты сердишься – значит, ты не прав” – и тут в тумане предполагаемой неправоты можно разглядеть что угодно от силуэта Семена Могилевича до претензий на мировое господство.

Тон личной обиды, как мы замечаем, не ограничивается газпромовскими кампаниями. Ассигновав – и быстро освоив – миллионы на “укрепление имиджа России”, российское руководство, похоже, охладевает к самой идее что-то разумно и спокойно объяснять окружающей публике – своей или зарубежной. Во всяком случае, о таких настроениях все чаще говорят пиарщики, работающие с Кремлем.

Эти настроения отдают раздвоением личности, поскольку развиваются на фоне либерализации рынка акций “Газпрома” и подготовки IPO “Роснефти” и Внешторгбанка. Неуправляемые иностранные миноритарии неизбежно будут задавать неудобные вопросы – а правила западных бирж заставят российские госкомпании на многие из этих вопросов отвечать. За поднятые на IPO миллиарды долларов придется расплатиться большей открытостью, обижайся не обижайся. На обиженных воду возят.